Страница: 14/20
Не было соответствующей терминологии. Единосущный и ипостась отдавали савелианством. Ориген и Дионисий Александрийский использовали «ипостась» ~ «сущность» , но подразумевалось 3 существа и 3 ипостаси. 4 мотива Василия: 1) Оригена через символ Григория Чуд.(тварное - нетварное, рабское - владычественное); 2) Омиусианские предпосылки («подобие по сущности» допускалось при отсутствии различия, ипостась - «отл св-во», особенность; 3) Плотин о «трех начальственных ипостасях», параллели и заимствования, но субординационизм; 4) аристотелева метафизика: общее м. пребывать только в частном, абстрактная природа не сущ-ет (несторианство).
«Против Евномия» и «О св. Духе». Апофатизм: сущность Б. известна только Богу, мы - из творений и дел познаем премудрость и благость. «нерожденность» - не сущность, но бытие Б. Вечность не= безначальности, Сын имеет начало, но вечен. Функции: О. установляет, С. создает, Д. утверждает; основная причина, зиждительная и совершительная. Это не силы, модусы, нет подчиненности и иерархии. Афанасий «Без Слова Отец бессловесен», Василий идет дальше: Сын и Отец, равная взаимообусловленность. Афанасий: сущность принадлежит Отцу и С. => из сущности О. Василий: сущность общее Всем Трем. Афанасий: «ипостась есть сущность». Выбор м\у ипостасью и лицом (persona) - для Василия форма, личина. Василий не отличал сущ-ти от природы - св-ва во внешнем проявлении.
30. Пневматология св. Василия В.
«О св Духе». Оправдание пред Амфилохием в исправленной доксологической ф-ле. Богом ни разу не назван, но наравне с О., описательно и словами Евангелия Подчеркивается освящающее действие, Святыня. Познание таинственно, сакраментально и опытно. Древность крещального призывания Д. при таинствах. Дух - ruah - Она, птица на яицах. Учение об Ипостаси Духа основано на Плотине («Эннеады») его прозрения - к ясному созерцанию. Третий по порядку и достоинству, но не по естеству. Единое сродно с Единым. «Нет ни одного дара, кот не сходил бы к твари без ДС». Полностью причастен освящаемому, но в то же время не разделен и целен. Был прежде веков вместе с О и С. Без Него все управление расстроится. Но действует только «на разумную тварь». Дух устраняет страсти, привязанность к телу, естественная чистота, просветление и обожение. Опыт духовной жизни, тайны крещения, мистики обожения.
31. Аскетические труды и монашеские уставы св. Василия В.
Сотрудничество с Евстафием Севастийским. Упорядочение монаш жизни, рассуждение о мж., правила. «Базилианский орден» Григорий упоминает его «писанные и неписанные правила», Иероним- «Аскетическое произведение», историк Созомен - «Аскетич. слово», Руфин - «Установления монашества», многое утеряно много неподлинного. Фотий: 2 книги о подвижничестве: 1) - 3 наставления об опасности церк. Несогласий, опасности преступления заповедей, о вере, 2) вопросо-ответы. «Постановления для живущих уединенно» - не его т.к. он был против уединения - Евстафий.
Аскетич труды «Предначертание аскетич»? сомнения по стилю, «аскет увещ к отречению от мира и дух соверш»? -5том, «Слово о жизни аскетич»?, «Сборник нравствен. Правил» перед ним два слова «О суде Божием», «О вере» + 80 правил о таинствах, Законе, Евангелии, жизни клириков и мирян - 3том, «2 аскет слова»?, «Обширные правила»55 -5том, «Сокращенные правила»313 -5том, «Сборник епитимий»неподл, «Аскетич постановления»неподл. Иноческого устава, «Типикона» как такового нет, «вопросо-ответы» с сылками на Писание, катехитического хар-ра
Психологические основания нравственности - расположение к любви заложено в нас от природы, это только образовывается заповедями
32. Общая характеристика Отцов Каппадокийцев. II Вселенский Собор.
Ариане: Астерий, Евномий (все или нерождено или сотворено), Маркелл (все или нерождено или рождено, или сотворено), Фотиан, Македоний. Омий - Василий Анкирский. О Троицй православный Аполлинарий Лаодикийский (2 совершенных не могут соединиться в одно без потери св-в, с полным чел-ом связан грех) - осуждена ересь в 362г. в Александрии. Друг Василия Амфилохий Иконийский. Ариане - тварь, омии - Три, никейцы - Один (единосущ). Ипостаси - образ сущ-ия природы. Плотин (Григорий Б) - «Монада, от начала подвигшаяся в диаду, остановилась в триаде», суборд. + развитие. Самозамкнутое единство не позволяет проявиться самоистечению благости, свойственному по природе. Отвержение икономичности троичности. «Из сущ-ти Отца». Следствие учения о Духе - учение о Церкви - Теле и потом развитие христологии.
Реферат опубликован: 8/11/2007