Страница: 15/20
Созван Феодосием Вел 381 КПле. Только восточные еп 150 чел (поэтому на Западе признан Вселенским в 6в). Предстоятель Мелехий Антиох, Нисский Богослов, Кирилл Иерус. После кончины Мелетия - Богослов, обсуждение антиох. раскола (Мелетий и Павлин). Григорий предложил не выбирать замену Мелетию, а ждать когда враждующие партии придут к согласию и сами выберут епископа. Но поклонники Мелетия настаивают на выборе преемника, Опздавшие египтяне осуждают Григория за оставление Сасим (15 правило I ВС). Удаление Григория в Назианз.
По мнению многих исследователей, символ I Вселенского собора был качественно переработан и расширен. Более того, для Никео-Цареградского символа была выбрана другая основа. Из 170 слов символа I Вселенского собора Никео-Цареградский символ включал в себя лишь 33.
В учение об Отце, по причине отсутствия споров, было введено лишь небольшое уточнение : «Творца неба и земли». В учении о Сыне слова «из сущности Отца, Бога от Бога» были заменены словами «прежде всех веков» для опровержения учения Маркелла Анкирского. Выражение «Бога от Бога» являлось тавтологией, поэтому оно было опущено. Выражения Никейского символа : «рожденный от Отца, т.е. из сущности Отца», и «единосущный Отцу» могли привести к выводу о рождении, а затем только приобретении свойств Божественной природы. Слова же «прежде всех веков» исключали какое-либо превратное толкование. При этом выражение «на небе и на земле» было вычеркнуто. В учение о воплощении Слова свв. Отцами были вставлены некоторые слова, уточняющие православное учение о плотской природе Богочеловека и о истории боговоплощения («сошедший с небес» и «воплотившийся от Духа Святого и Марии Девы»). Для того, чтобы подчеркнуть историчность пришествия Христа, для указания на конкретный исторический момент были введены слова «при Понтийском Пилате». Реальность воплощения подчеркивает и слово «погребенного». Свв. Отцами было пояснено, что во втором пришествии Господь, в отличие от первого, явится во всей Своей славе. К символу было прибавлено учение о Св. Духе, божественность Которого отрицалась духоборцами, о Церкви, крещении, воскресении мертвых и «жизни будущего века».
Т.о. Никео-Цареградский символ исповедует ту же самую апостольскую, православную веру, что и Никеский, но более полно и богословски точно определяет основные догматические истины, нападки на которые испытывала Церковь с первых же веков своего существования. Об этом же свидетельствуют и сами свв. отцы собора 381 г.: « .в нем (символе) мы пространнее исповедали веру .» В «Диалоге о Св. Троице» под псевдоэпиграфом Афанасия Великого говорится о том, что в символ было прибавлено «то, что тогда было не исследовано и что теперь благочестивые отцы истолковали».
4 канонич правила: 1) подтверждениеС,имвола 318-ти; 2) Невмешательство епископов в дела чужих поместных церквей; 3) КПль - Новый Рим первый по чести после Рима; 4) осуждение М. Киника за «произведенное бесчиние».
33. Св. Григорий Богослов. Житие и труды.
330 г. Арианз. Родители Григорий (бывший ипсистарий - гностич. секта) и Нона. Кесарий и Горгония. Григорий родился по молитвам матери и обещан Богу. Учеба в Кесарии, 350- Афины. 359 - домой через КПль. 361 г. - пресвитер, уход в пустыню до Пасхи 362 г.(Слово обегстве). 372 - епископ. 374 - +отец и мать, 379 - в КПль. + 389.
Нелюбовь к словопрениям. Слова о богословии (5 шт. 380)1 - против диалектиков и рассуждающих без подготовки, 2 - невидимость, непостижимость Бога Всего, ангелов - второстепенных мы тоже не видим. Безграничность - доводы от разума и естественного з-на.; 3 - О Сыне евномиане по Своей воле или против обычная полемика; 4- Сын - Бог, аргументы от писания ариан; 5 - о Духе-Боге против духоборцев, постепенность раскрытия учения.
34. Основные богословские взгляды св. Григория Богослова (триадология).
«Троический богослов». Уточнение терминологии: Василий - общее => частное. Но это недостаточно для утверждения личной особенности и бытия => ипостасные св-ва (не отечество, сыновство и святость), точный смысл, кот не известен. Отождествление ипостаси с лицом, чего избегал ВВ. Мистика Монады Единицы в Трех. После него «поклонение Единице в Троице». Конец субстанциальному субординационизму «Великое, большее и величайшее - лествица . с неба», «Отец - имя Божие не по сущности и не по действию, а по отношению к Сыну»; «Отец больше Сына по причинности и = по природе». Реальность троического бытия, его вневременность. Отец не начинал быть Отцом.
Реферат опубликован: 8/11/2007