Страница: 16/20
Влияние Афанасия: «Что прежде утвердили о Сыне, то А. о Духе». Дух есть Бог, и Он делает богом в крещении. Дух везде за Христом (домостроительство).
35. Христология св. Григория Богослова.
Рождение - нарушение з-ов естества. Восприятие чел. в-ва, «чтобы образ спасти и плоть обессмертить». В Нем «иное и иное, но не иной и иной». Как соединены огонь и железо. Взаимообщение св-в 2-ух природ впервые: «срастворяются и естества и имена и переходят одно в другое, по з-ну сращения». Обожение - «сильное побеждает». Страдания и смерть Бога. Богородица и кто этого не признает, тот отлучен от Божества.
Аполлинарий - каждое естество осуществляется только в индивидуумах и особях, природа личностна => неполнота человечества (два центра). «Кожа моя, но чья же душа?» «Не воспринятое не уврачевано». Совмещение 2-ух телесных невозможно, но не так для духовных тел (звук, обоняние и пр). Сочетание Аполлинария - внешне. Греховна и плоть и ум и поэтому воспринято д.б. все. Ум -неисцелим, осужден, презрен.
36. Эсхатологическое учение св. Григория Нисского.
Родился ок. 335 г. Влияние Макрины и Василия. Женился на Феодосии (исключительное духовное дарование), +365. Философские искушения, 371 - 2 - епископ Ниссы, не деятель, но писатель и богослов. Суд Демосфена в Галати (375г.), бегство. 376 осужден и заочно низложен за растрату и незаконное посвящение. После смерти Валента в 379 г. Возвращение. После смерти Василия - полемика с Евномием и Шестоднев. 379 г. В Аравию и Палестину (сочинения где не рекомендуется поломничать в Св.Землю). 381 г. II Собор, вкл в список обязательного общения. 382, 382 соборы в КПле, борьба с арианами. Знакомство с дев. Олимпиадой. VII ВС - «отец отцов».
Смерть побеждена, но не прекращена. И смена поколений будет происходить до завершения круга чувственного времени. Тела после разложения на частицы смогут восстановиться, т.к. несут на себе печати принадлежности той или иной душе - вид, облик внутренний образ. Связь бессмертной души с телом после смерти остается, она знает место нахождения каждой частицы. Смерть - новая ступень пути восстановления в древнее состояние. Восхождение продолжается и грешники попадают в чистительный и крещальный адский огонь. Греховный обман рассеивается и душа перед откровением истины неизбежно обращается. Григорий не признает упорство во зле.
· Устойчивости зла нет, воля не м. упорствовать перед откровением Бога.
· Разум м. ошибиться, но не м. упорствовать в очевидном заблужденииЗло небытийно и несвойственно душе => после обращение огненное обжигание и уврачевание. Душа раздирается на двое Бог влечет Свой образ, а земные пристрастия удерживают душу. «Мера страдания есть кол-во находящегося в каждом чеке зла» => мучение конечно, но это м.б. целая вечность и все же время.
Вечные мучения:
· на случай нераскаянности
· педагогическое толкование (т.е. чтобы испугать)
· У Григория - необходимая конечность всего тварного и времени, как области очищения через смерть (тело через разложение, душа - через горние пути)
Окончание времени по наступлении полноты и прекращении рождений. В воскресении оканчивается очищение и восстанавливается целый чек, но очищение для иных еще продолжается - апокатастасис разделен на части (Оригенова схема, но у него не было абс. значения воскресения, это поворотный этап, но не восстановление). Нетленное тело оживотворяется мертвой и неочищенной душой
· Максим Исповедник: воскресение заканчивает все процессы и грешники подпадают под вечное осуждение.
· Ориген: воскресение не есть восстановление.
· Григорий: противоречивое соединение.
Символическое понимание «колоса» и «семени» . Тождество субъекта и субстрата. Воскресшие тела не будут обладать органами, необходимыми для жизнедеятельности и размножения, вид чека будет определяться состоянием души.
Суд Сына на основании личного опыта, это не столько решение сколько откровение прошлых дел. Мучения есть до и после. Смысл суда в ожидании.
Всеобщее восстановление - все учавствуют в благах, одни через подвиг земной жизни, другие огнем. Христос исцелил 3 сосуда зла: дьявольскую природу, женский пол и мужской. Демоны и сатана будут уврачеваны. Зла нет оно только случается, бывает => конечно. Бог все во всем => Во всем=> и все в Боге. Время не среда греха и падших (Ориген), а рождающиеся во времени (нет предсуществования) двигаются к Гду - спасается положительный смысл истории. Но есть «последнее забвение» - не будет памяти о злом => и о победах над ним. V собор осуждение апокатастасиса в связи с предсуществованием.
Реферат опубликован: 8/11/2007