Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 35/49

Фенотип определяется взаимодействием организма с усло­виями среды, в которых протекает его развитие. В отличие от генотипа фенотип изменяется в течение всей жизни организма. Таким образом, фенотип зависит от генотипа и среды. Одина­ковые генотипы (у однояйцевых близнецов), оказавшись в раз­личных средах, могут давать различные фенотипы. С учетом всех факторов воздействия фенотип человека можно предста­вить состоящим из нескольких элементов:

• биологические задатки, кодируемые в генах;

• среда (социальная и природная);

• деятельность индивида;

• ум (сознание, мышление).

Исходя из сложной структуры фенотипа человека, можно сказать, что предметом евгеники, о которой шла речь выше, является только Один — первый из указанных элементов. Представители евгеники абсолютизируют именно его. В то жевремя социальные элементы фенотипа человека остаются вне их поля зрения. В этом состоит ограниченность позиции по­следователей данной теории.

Взаимодействие наследственности и среды в развитии чело­века имеет место на всем протяжении его жизни. Но особую важность оно приобретает в периоды формирования организма:

эмбрионального, трудного, детского, подросткового и юноше­ского. Именно в это время наблюдается интенсивный процесс развития организма и формирования личности.

Наследственность определяет то, каким может стать орга­низм, но развивается человек под одновременным влиянием обоих факторов — и наследственности, и среды. Сегодня ста­новится общепризнанным, что адаптация человека осуществля­ется под влиянием двух программ наследственности: биологиче­ской и социальной. Все признаки и свойства любого индивида являются, таким образом, результатом взаимодействия его ге­нотипа и среды*. Поэтому каждый человек есть и часть приро­ды, и продукт общественного развития.

С такой позицией сегодня согласно большинство ученых. Разногласие возникает тогда, когда речь заходит о роли наслед­ственности и среды в детерминации умственных способностей человека. Н.П. Дубинин пишет: "Ученые пытались показать наследование умственных способностей и пришли к противо­речивым результатам. Существует два мнения: первое, что ум­ственные способности наследуются генетически, и второе, что развитие умственных способностей определяется влиянием со­циальной среды"2.

Подобной точки зрения придерживается и академик А.А. Баев. "Вообще вопрос о генетической предопределенности интеллек­та человека и его творческих способностей, — пишет он, — не имеет однозначного с точки зрения генетики решения. Неко­торые крупные ученые не без основания считают, что ее не существует вообще". Хотя Баев и не отрицает некоторого влияния наследственности на интеллект, но при этом подчер­кивает, что осуществляется оно не непосредственно, а опосре­дованно. "Реализация записанной в ДНК наследственности вновом организме, — утверждает Баев, — осуществляется опо-средственно. Ее молекула — только генеральный "чертеж". Оп­ределенные участки ее служат матрицей для "штамповки" — синтеза молекул того или иного белка, который уже определяет признаки организма: цвет глаз и волос, особенности строения тела, деятельности физиологических систем, в конечном счете — всей конституции и в какой-то мере интеллекта, характера . Есть такие особенности генома, которые предопределяют или могут предопределить какие-то преимущества, успех в творче­ской деятельности музыканта или художника, ученого или ин­женера, артиста или спортсмена". В конце концов А.А. Баев делает вывод, что: "Творческие способности человека, вероят­но, предопределены многими генами, а кроме того, подверже­ны влиянию на их формирование и проявление социальных и вообще внешних условий".

Реферат опубликован: 15/12/2006