Пространство и время в современной научной картине мира

Страница: 36/49

В связи с вышеизложенным следует отметить, что точное определение самих умственных способностей также представ­ляет собой довольно трудную задачу. Ведь интеллектуальные способности весьма разнообразны и своеобразны. Человек может быть гениальным шахматистом и плохим артистом (поэтом, ма­тематиком и т. д.), и наоборот. Кроме того, сама процедура применения тестов на определение 10 имеет недостатки, кото­рые отмечают многие ученые. В частности, при определении 10 многое зависит от учета социальной среды, уровня и характера воспитания и образования испытуемых, их организованности, внимательности, собранности и даже темперамента. Более того, результаты тестирования зависят не только от испытуемых, но и от тестирующих — какие вопросы задаются, с какой целью, из какой области или деятельности и т. д. Так, если детям, вос­питанным улицей, задать вопрос о том, как надо вести себя в обществе, а детей аристократов спросить, например, о кулач­ном бое, то, по всей вероятности, 10 и тех, и других будет не­велик и во многом одинаков.

Таким образом, исчерпывающие сведения об умственных способностях людей с помощью 10 получить достаточно труд­но. "Тем не менее, — отмечает А.П. Пехов, — большое количе­ство независимых исследований, выполненных почти в 10 странах, свидетельствует о том, что индивидуальные различия в коэффициентах умственных способностей обусловлены как на­следственностью, так исредой"1. При этом автор ссылается на исследования американских ученых, которые определяли 10 у однояйцевых близнецов, воспитываемых вместе и раздельно, т.е. в условиях одинаковой и разной среды. Оказалось, что у раздельно воспитываемых близнецов различия между коэффи­циентами были большими, чем у близнецов, живущих вместе. В связи с тем, что генотип у однояйцевых близнецов идентичен, полученные результаты указывают на существенное влияние среды на умственные способности. То, что умственные способ­ности определяются не только наследственностью, но и средой, подтверждается и другими исследованиями.

Говоря о биологическом наследовании человека, следует иметь в виду, что не только положительные задатки, но и умст­венная неполноценность часто обусловлены генотипом. Так, если один из однбяйцевых близнецов, имеющих, как уже отме­чалось, практически одинаковый генотип, заболевает шизофре­нией, то в 69% заболевает ею и второй. В случае слабоумия у одного в 97% этот недуг проявляется и у другого, тогда как у разнояйцевых близнецов ь— только в 37%. Высокий процент умственно отсталых людей рождается тогда, когда один или оба родителя неполноценны в этом отношении. При исследовании родословной детей с умственной отсталостью оказывалось, что даже в том случае, когда родители были совершенно нормаль­ными, у них обнаруживались дяди или тети с подобными забо­леваниями.

3.5. Социобиология о природе человека

Хотя развитие человека во многом обусловлено биологически, не следует, однако, абсолютизировать это влияние. В связи с этим большой интерес вызывает такое совре­менное течение, как сопиобиология, о которой и пойдет речь ниже. Возникновение социобиблогии связано с выходом в 1975 г. книги американского энтомолога Э.0. Уилсона "Социобио-логия: новый синтез". В рамках этой концепции ставится зада­ча по-новому подойти к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма, эгоизма и других качеств человека. Важнейшее ме­сто в ней отводится анализу возможностей и границ примене­ния аналогий между поведением животных и человека. Перво­степенное внимание при решении указанных проблем уделяет­ся принципам и понятиям дарвинизма, в том числе и естест­венному отбору. Используется широкая экстраполяция выво­дов, полученных при изучении животных, на поведение чело­века. С точки зрения методологии, наблюдается биологический и молекулярно-генетическии редукционизм: антропология сводит­ся к биологии, а последняя — к молекулярной генетике.

Реферат опубликован: 15/12/2006