Электронная почта как инновационная технология в документационном обеспечении организации

Страница: 22/28

В зависимости от категории работников их обязанности мо­гут различаться.

На руководство организации и структурных подразделений могут быть возложены обязанности по нормативному закреплению и поддержа­нию соблюдения установленного порядка работы с СЭП организации.

На специалистов по ДОУ могут быть возложены обязанно­сти по контролю за соблюдением установленного порядка работы с электронной почтой, в том числе соблюдению установленных правил ведения делопроизводства (учета, движения, оперативно­го хранения документов ЭП и т. д.), передачи документов ЭП на архивное хранение, обучение персонала установленным прави­лам работы с электронной почтой и т. д.

Специалисты по информационным технологиям (про­граммисты, системные администраторы и т. д.), как правило, не­сут ответственность за техническое обеспечение функционирова­ния СЭП организации, а также защиту документов ЭП от несанк­ционированного уничтожения или неавторизованного доступа к ним.

Специалисты по информационной безопасности, как пра­вило, отвечают за установление и контроль соблюдения правил ра­боты с ЭП при пересылке информации ограниченного распростра­нения и иной информации, ознакомление с которой посторонних лиц может повлечь за собой убытки для организации.

При этом все работники организации должны нести ответ­ственность за обеспечение сохранности и доступности документов ЭП, создаваемых в их деятельности, а также по­лучаемых от внешних источников. Помимо этого, все работники организации должны нести ответственность за: использование ЭП в личных целях; содержание документов ЭП; соблюдение порядка оформления, хранения документов ЭП и иных правил работы с ЭП. Работники должны быть ознакомлены с установленной для них ответственностью (то есть ознакомлены с соответствующи­ми локальными нормативными правовыми документами, в кото­рых эта ответственность закреплена).

При определении мер ответственности за несоблюдение работ­никами установленных обязанностей необходимо руководство­ваться трудовым законодательством Республики Беларусь. В частности, за несоблюдение установленного порядка работы с СЭП организации в отношении работников может быть установле­на дисциплинарная ответственность в соответствии с Трудо­вым кодексом Республики Беларусь. Так, согласно статье 198 Трудового кодекса за совершение дисциплинарного проступка нани­матель может применить к работнику следующие меры дисципли­нарного взыскания: замечание, выговор, увольнение [40, c. 104].

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадле­жит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыска­ния должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.

К работникам, совершившим дисциплинарный проступок, не­зависимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предостав­ления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок приме­нения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными ло­кальными нормативными правовыми актами.

Для успешного закрепления и применения ответственности работников в организации необходимо определить категории или конкретных работников, допускаемых к использова­нию СЭП организации.

С этой целью может быть составлен отдельный перечень категорий (фамилий) работников. Такой перечень должен вклю­чать лишь тех работников, которым использование ЭП необхо­димо для выполнения возложенных на них функций.

Примерная форма такого перечня приведена в приложении.

В перечне могут быть детализированы цели, для которых конкретным работникам (категориям работников) разрешается использовать СЭП организации.

Перечень может не составляться в случае, если право пользования корпоративной ЭП закрепляется в должностных ин­струкциях работникам организации, инструкции по делопроиз­водству организации или иных локальных нормативных право­вых актах.

3.2 Определение критериев необходимости использования электронной почты и состава недопустимой к пересылке информации в организации

Создать и отправить электронное письмо легко: для этого не нужно его распечатывать на принтере, запечатывать в кон­верт и нести на почту. Во многом именно легкость создания и отправки сообщений посредством электронной почты (далее - ЭП) обуславливает значительный рост электронной переписки в различных организациях. При этом нередко значительная часть пересылаемой электронной корреспонденции носит справочный характер и/или может быть вполне заменена бездокументными формами коммуникаций (например, посредством телефона) [42, c. 30].

Учитывая указанное, в организации следует определить кри­терии, при которых отправка электронных сообщений действи­тельно неизбежна, так как обусловлена необходимостью документирования деловой деятельности. В случае, если перечень таких критериев достаточно широк, может быть ис­пользован способ, при котором необходимость использования ЭП определяется методом исключения, то есть определяются случаи, при которых использование ЭП недопустимо.

В целом, необходимость создания документов независимо от формы и вида носителя, а также их видовой и количественный состав определяются: компетенцией организации, кругом функций организации, порядком разрешения вопросов (единоличный или коллеги­альный), объемом и характером взаимосвязей с другими орга­низациями и т. д.

Юридическим основанием создания документов явля­ются акты законодательства Республики Беларусь, решения су­дов, предписания государственных органов и должностных лиц, поручения вышестоящих организаций и т. д.

Состав и количество создаваемых в организации докумен­тов также зависит от корпоративной культуры организации, сло­жившихся в ней традиций работы с документами, уровня про­фессиональной компетенции работников и т. д.

Можно выделить следующие основные факторы, влияю­щие на выбор ЭП в качестве средства осуществления докумен­тированных коммуникаций:

- тема (содержание) пересылаемых документов;

- доступность адресата;

- потребность в высокой скорости доставки;

- потребность в высокой скорости ответа;

- количество получателей.

Тема (содержание) отправляемого документа напрямую влияет на то, допускается ли его передача посредством ЭП. Организация должна определить, какая информация может пе­ресылаться посредством ЭП, а какая - нет. В качестве общих критериев могут выступать следующие [42, c. 31]:

- степень закрытости (конфиденциальности) информации;

- значимость информации для решения выполняемых задач и функций;

- допустимость пересылки информации посредством ЭП с точ­ки зрения законодательства, в том числе наличие нормативных требований по представлению информации в определенной фор­ме (в бумажной, электронной с обязательным использованием ЭЦП и др.).

Пример формулировки в локальном нормативном правовом акте:

«Система электронной почты СП «Софтформ» ООО предназначена для пересылки: служебных документов (их копий); проектов разрабатываемых документов; уведомлений о проведении заседаний Совета директоров СП «Софтформ» ООО.

Реферат опубликован: 14/06/2011