Электронная почта как инновационная технология в документационном обеспечении организации

Страница: 23/28

Использование системы электронной почты СП «Софтформ» ООО в иных целях не допускается. В том числе данная система не предназначена для пересылки: документов, не удостоверенных при помощи ЭЦП; информации, составляющей коммерческую тайну СП «Софтформ» ООО и иную информацию ограниченного распространения».

Доступность адресата подразумевает оценку того, насколь­ко далеко от отправителя находится предполагаемый получатель сообщения. Например, нецелесообразно использовать ЭП, если адресат находится в одном здании или даже помещении с отправителем сообщения и/или вопрос может быть решен по телефону либо при личной встрече.

Необходимо помнить, что переписка между структурными подразделениями организации, за исключением территориально удаленных подразделений, запрещается.

Вместе с тем посредством ЭП в рамках организации может осуществляется пересылка официальных внутренних доку­ментов (например, докладных записок или отчетов).

При возможности решения вопроса с удаленным адресатом посредством телефона также нецелесообразно создавать допол­нительные электронные сообщения, неоправданно увеличиваю­щие сохраняемый документный массив организации.

Пример формулировки в локальном нормативном правовом акте: «Использование системы электронной почты СП «Софтформ» ООО для ведения внутренней переписки между работниками орга­низации не допускается.

При переписке с внешними корреспондентами не допуска­ется использовать систему электронной почты СП «Софтформ» ООО в случаях, если необходимая информация может быть передана устно (например, посредством телефона) с соблюдением установленных сроков».

Высокая скорость передачи информации может стать решающим фактором для решения использовать ЭП в каче­стве способа оперативной пересылки документированной инфор­мации. При этом следует учитывать, что высокая скорость дос­тавки документа не гарантирует такого же оперативного озна­комления с ним и получения ответа. При необходимости получе­ния немедленного ответа или подтверждения получения отправ­ленной информации вместо ЭП более целесообразно использо­вать телефон или иные средства прямой оперативной связи с корреспондентом. В том числе в ряде случаев целесообразно уточнять у адресата по телефону, получил ли он отправленный документ [43, c. 19].

Пример формулировки в локальном нормативном правовом акте:

«В целях подтверждения получения документа, отправлен­ного посредством системы электронной почты СП «Софтформ» ООО внешнему адресату, от адресата в ручном или автоматичес­ком режиме должно быть затребовано электронное сообще­ние о доставке (прочтении) документа и/или получено подтвер­ждение об этом в устной форме посредством телефона».

В случае, если подтверждение о доставке документа не было получено в течение двух рабочих дней после его отправ­ки, документ считается не полученным адресатом и направ­ляется ему повторно.

Использование ЭП также может быть обусловлено большим количеством адресатов, то есть необходимостью осуществ­ления массовой рассылки информации с минимальными ма­териальными и временными затратами. Подобная возможность может быть, например, использована для рассылки сообщений членам коллегиального органа о проведении заседания или для отправки документа нескольким работникам организации с це­лью ознакомления.

Основания, допускающие уполномоченным работни­кам осуществлять массовые рассылки сообщений посред­ством системы электронной почты (далее - СЭП) орга­низации должны быть четко определены и закреплены в локальных нормативных правовых актах. В противном слу­чае может происходить неоправданный рост количества сооб­щений, пересылаемых в рамках организации или же отправляе­мых за ее пределы. В результате этого будут увеличиваться вре­менные затраты работников на обработку ненужной информа­ции, что, в свою очередь, приведет к снижению производитель­ности их труда. В случае необоснованных рассылок за пределы организации могут возникать потенциальные риски судебных разбирательств за нарушение законодательства о спаме, рекламе и т. д.

Во избежание подобных ситуаций в организации необходи­мо определить: какие работники и в отношении каких категорий корреспон­дентов имеют право осуществлять массовую рассылку докумен­тов посредством ЭП; какую информацию (какие категории документов) допуска­ется включать в массовые рассылки.

Способы осуществления внутренних электронных почтовых рассылок могут отличаться в зависимости от сложности органи­зационной структуры и специфики деятельности организации. Например, может быть определен порядок, при котором группо­вая рассылка сообщений (документов) всегда или же в опреде­ленных ситуациях осуществляется только делопроизвод­ственной службой (работником, на которого возложены функ­ции ведения делопроизводства). В случае, если организация имеет сложную разветвленную структуру, может быть установлен порядок, при котором рассылка осуществляется не в адрес конкретных работников, а в адрес структурных подразделений (на имя ответственного работника) и далее внутри подразделений по установленным правилам до­кументы ЭП доводятся до сведения нужных работников.

В ряде случаев может складываться ситуация, при которой работники, используя ЭП, начинают напрямую отправлять со­общения на электронный адрес руководителя организации. Учи­тывая, что это создает дополнительную информационную нагруз­ку на руководителя, в организации необходимо четко определить и закрепить в локальных нормативных правовых актах, в каких случаях и какую информации (документы) работники могут (или же наоборот не могут) направлять напрямую руководителю. Например, для разграничения и закрепления функций по рассмот­рению определенных категорий документов может использовать­ся табель унифицированных форм документов организации. Определяя критерии необходимости использования ЭП также необходимо определить состав информации, не подлежащей пересылке посредством СЭП организации.

В целом, информация, которая может быть передана посред­ством ЭП, делится на две категории: открытая (общедос­тупная) и конфиденциальная (ограниченного доступа). Согласно белорусскому законодательству к информации ограниченного доступа могут относиться сведения: о частной жизни физического лица и его персональные данные; составляющие государственные секреты; составляющие коммерческую и профессиональную тайну. Помимо этого, на основании законодательных актов Респуб­лики Беларусь в организации может быть ограничен доступ и к иным категориям информации. С учетом норм законодательства, определяющих статус ин­формации, в организации должны быть установлены прави­ла, в соответствии с которыми будет определяться целесообраз­ность и допустимость пересылки посредством ЭП тех или иных сведений [43, c. 21].

При невозможности обеспечения конфиденциальности инфор­мации посредством надежного шифрования с использованием сертифицированных средств криптографии и/или использования защищенных каналов связи пересылка информации ограничен­ного распространения по ЭП в организации может быть запре­щена.

Реферат опубликован: 14/06/2011