Страница: 10/14
Кабардино-Балкария
КАБАРДИНЦЫ, адыге (самоназв.), народ в России (числ. 386 тыс. чел.), коренное население Кабардино-Балкарии (ок. 364 тыс. чел.). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Сев. Осетии. Общая числ. в пределах быв. СССР - ок. 391 тыс. чел. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Зап. Европы и Сев. Америки. Говорят на кабардино-черкесском яз. абхазо-адыг-ской группы северокавказской семьи. Письменность на основе рус. алфавита. Верующие - мусульмане-сунниты моздокские К.- в основном христиане-православные. Вместе с адыгейцами и черкесами составляют этнич. общность адыгов. Предки К., как и др. адыгских народов, были аборигенным нас. Сев. и Сев.-Зап. Кавказа. Они известны в 1-6 вв. как зихи, в 13-19 вв. как черкесы. В сер. 1-го тыс. часть адыгов была оттеснена гуннами за Кубань. В 13-15 вв. наблюдалось обратное движение в Центр. Предкавказье, завершившееся образованием Кабарды -самостоят, полит, единицы и формированием кабард. народности. В 1557 верх. князь Кабарды Темрюк попросил рус. царя Ивана IV принять его под свою руку; в 1774 по Кючук-Кайнарджийскому договору с Турцией Кабарда отошла к России. В 16-18 вв. существовала данническая зависимость части соседних осетин, чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев, абазинов от кабард. князей. Сохранялись архаич. формы власти: нар. собрания, тайные муж. союзы. В 1921 в составе РСФСР образована Кабард. АО, с 1922 - объединённая Каб.-Балк. АО, в 1936 преобразована в Каб.-Балк. АССР. С 1944 по 1957, когда балкарцы были насильственно депортированы, республика существовала как Кабардинская АССР. В 1957 Каб.-Балк. АССР была восстановлена. В янв. 1991 Верховный Совет Кабардино-Балкарии принял Декларацию о суверенитете и провозгласил Каб.-Балк. ССР, с марта 1992 Каб.-Балк. Республика. Важную роль в нац. движении играет Конгресс кабард. народа (созд. в 1991). Традиц. занятия - пашенное земледелие и отгонное скотоводство, гл. обр. коневодство (всемирную известность получила кабард. порода). Развиты промыслы и ремесла: муж.- кузнечное, оружейное, ювелирное, жен.- сукновальное, войлочное, золотошвейное. Планировка поселений до сер. 19 в. кучевая, затем уличная. У князей, дворян и зажиточных крестьян, помимо жилого дома, строился дом (двор) для гостей -кунацкая. Жилище турлучное, прямоугольной формы, с двускатной или четырёхскатной соломенной крышей. Саманные и кам. строения, крыши из железа и черепицы появились во второй пол. 19 в. Традиц. муж. костюм - черкеска с наборным серебряным поясом и кинжалом, папаха, сафьяновые чувяки с ноговицами; верх.- бурка, овчинная шуба, башлык. Традиц. жен. одежда - шаровары, туникообразная рубаха, сверху длинное до пят распашное платье, серебряные и золотые пояса и нагрудники, расшитая золотом шапочка, сафьяновые чувяки. Традиц. пища - варёная и жареная баранина, говядина, индюшатина, курятина, бульоны из них, кислое молоко, творог. Распространена сушёная и копчёная баранина, из к-рой делается шашлык. К мясным блюдам подаётся паста (круто сваренная пшённая каша). Напиток - махсыма изготовляется из пшённой муки солодом. По крайней мере до 19 в. преобладала большая семья. Затем получила распространение малая семья, но её жизненный уклад остался патриархальным. Власть отца семейства, подчинение младших старшим и женщин мужчинам нашли отражение в этикете, в т.ч. избегании между супругами, родителями и детьми, каждым из супругов и старшими родственниками другого. Существовала соседско-общин-иая и фамильпо-патронимич. организация с фамильной экзогамией, соседской и родственной взаимопомощью. Кровная месть уже к 19 в. была в основном вытеснена композициями. В высших сословиях было широко распространено аталычест-во. Высоко ценилось гостеприимство, имевшее ритуализованный, даже сакра-лизованный характер, а также куначество. Большое внимание уделялось адыгэ хабзэ - совокупности норм обычного права, нравственных предписаний и правил этикета. Мм. элементы адыгэ хабзэ наряду с такими хорошо приспособленными к воен. быту элементами материальной культуры, как муж. одежда, приёмы седловки, джигитовки и т.п., широко распространились среди соседних народов. В духовной культуре начиная с 15 в. возрастало влияние ислама, к-рый всё более вытеснял языч. и христ. верования. Традиц. игры и зрелища имели военизированный характер: стрельба по неподвижным и подвижным мишеням, стрельба на скаку, борьба наездников за ба-раныо шкуру, бой конных и вооружённых палками пеших. Богат фольклор: нарт-ский эпос, историко-героические песни и др. Традиц. изобразит, мотивы - стилизованные элементы животного и растительного мира, характерны рогообразные завитки. Совр. быт всё более урбанизируется, но в нём удерживается много традиц. черт. Сохраняются пищевые предпочтения и многие нац. блюда. В основном сохраняются правила этикета, особенно в отношениях между старшими и младшими, мужчинами и женщинами, в застолье. У К., как и у др. адыг. пародов, сильно стремление к этнич. самоутверждению и культурному возрождению. Создано общество "Хасаг ("Народное собрание"). Установлены связи с одноимёнными обществами черкесов и адыгейцев. Учреждена Всемирная черкесская ассоциация. Заметна тяга к восстановлению исламского мировоззрения и культа, бытовых предписаний ислама.
Реферат опубликован: 6/01/2008