Страница: 7/14
Ботлихцы, буйхади (самоназвание) коренное население Западного Дагестана в России Численность около 6 тыс. человек. Относятся к андийским народам. Говорят на ботлихском языке. Распространнены аварский, чеченский, русский языки Письменность на основе русской кириллицы. В прошлом пользовались аджамской (араб.) письменностью. Верующие - мусульмане-сунниты. Предположительно, с 1-го тыс. н.э. Б. входили в состав политич. объединения Дидо в Зап. Дагестане (распалось в 14-15 вв.), куда входили этносы андо-цезской (дидойской) языковой группы. Исламизированы Б. в 16 в. К 14-15 вв. относят образование союза сел. общин Технуцал на терр. нынешнего Бот-лихского р-на. С 16 в. Б. попадают под влияние Авар. ханства. В 20-50-х гг. 19 в. Б. активно участвовали в нац.-осво- бодительной борьбе горцев Дагестана и Чечни. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. Традиц. занятия Б.- садоводство с искусственным орошением (абрикосы, персики, сливы, груши, яблоки, грецкий орех), виноградарство, незначительное террасное пашенное земледелие (пшеница, рожь, ячмень, овёс, просо; из технических культур - конопля, лён) и игравшее вспомогат. роль жив-во - мелкий рог. (овцы, козы) и кр. рог. скот, в небольшом числе лошади, ослы. Сады имели искусственное орошение. Были распространены шерстяное прядение и ткачество, валяние шерсти, обработка кожи, шитьё папах и обуви. Б. вели оживлённую торговлю с Закавказьем и Сев. Кавказом, в основном фруктами. Селения компактные, тесно застроенные, с кривыми улицами, встречаются улицы, проходящие под домами. Селения разделены на кварталы по терр. принципу. Жители делились на 7-8 тухумов (родств. группы). На самых высоких местах ставились сторожевые башни "шеба" (в количестве 6-8). Жилища - четырёхугольной, прямоугольной и Г-образной формы. Наиболее распростр. типы -двухэтажные одно-, двух-, трёхкамерные каменные, с плоской земляной крышей, с жилыми комнатами на втором этаже и помещением для скота и хоз. инвентаря (внизу). Часто второй этаж имеет по фасаду галерею на столбиках. Дерев- конструкции украшали резьбой. В кладке стен встречаются плоские камни с геометрич. орнаментом, с изображением животных, крестами. Нац. одежда общедаг. типа. Характерен женский головной убор - "рогатая чухта". В комплект муж. костюма входи ли рубаха туникообразпого покроя, штаны, бешмет, черкеска, овчинные шубы, бурка, папаха. Обувь из сыромятной кожи, войлока, деревянная, кожаная. Женщины носили нательную рубаху, штаны, платье в талию, головной убор (к1ашт1а), платки с кистями и без них. Традиц. пища - блюда из продуктов земледелия и животноводства, фрукты, орехи, овощи, дикорастущие травы. Популярные блюда - хинкал, пироги с творожной начинкой. Жанры традиц. фольклора разнообразны: сказки, легенды, исторические и эт-погенетические предания, мифы, волшебные сказки, бытовые рассказы, короткие сказки-шутки, песни, пословицы, поговорки, загадки, детский фольклор, музыкальный фольклор. Фольклор Б. двуязычен (на ботлихском и на авар. яз.).
ГИНУХЦЫ, генухцы, гьинози, гьенозе (самоназв.), народ в России. Числ. 0,6 тыс. чел. Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на гинухском яз. Распространены также аварский, рус., гунзибский, бсжтинский, цезский и грузинский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. русской графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В раннем средневековье подвергались христианизации. В 15 - 2-й пол. 18 вв. были исламизированы. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. Приняли активное участие в антиколониальном восстании горцев 1877. После его подавления многие переселились в Турцию, Иран. С 1921 в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. В 1947 Г. насчитывалось 244 чел. В 1944 Г. принудительно были переселены на терр. чеченцев; в 1957 вернулись на свою терр. Осн. традиц. занятие - скотоводство, гл. обр. овцеводство. Разводили коров, коз; занимались коневодством. На небольших участках террасного типа выращивали ячмень, рожь, пшеницу, просо, овёс. Разводили пчёл, занимались охотой. Дом. ремёсла: выделка шерстяного сукна, паласов, мешков, перемётных сум, вязаной обуви и носков, войлока; кузнечное; изготовление деревянных орудий труда и утвари. Половозрастное разделение труда жёстко регламентировалось. Была развита торговля, в основном меновая. Осн. занятия в наши дни: отгонное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и полеводство, овощеводство, садоводство в местах переселения. Основа традиц. соц. организации - община (джамаат) скотоводов-воинов. Сохранялась роль патриарх, кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая семья; сохранялись формы неразделённой семьи. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. Жилища прямоугольные в плане, каменные, гл. обр. двухэтажные, с хлевом на нервом и жильём на втором этаже. Крыши двух типов: двускатные, крытые дранкой, и плоские, земляные. Второй этаж с фасада часто предваряется галереей; местами сохранились открытые лоджии. Муж. традиц. одежда: туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, бурка, разл. овчинные шубы, овчинная папаха, вязаные шерстяные сапоги с узорным цветным орнаментом, низкая сыромятная обувь, туфли на твёрдой подошве, сапоги из лайки, войлочная обувь, башмаки, ноговицы, со 2-й пол. 19 в. сапоги с каблуком русского образца. Носили ремень с серебряными украшениями; кинжал в кожаных (реже - в серебряных) ножнах. Жен. традиц. одежда: туникообразные платья-рубахи, отрезные распашные платья; штаны с узкими штанинами до щиколоток; чепец-накосник чухту; шерстяные и шёлковые платки, тёплые шерстяные шали; матерчатый пояс-повязка. Обувь та же, что и у мужчин (кроме лайковых и кожаных сапог). Украшения серебряные с драгоценными камнями. Пища в осн. мучная и мясо-молочная. Осн. блюда - хинкалы, толокняное тесто, лепёшки, хлеб, каши, пироги с сыром, травой, мясом, вареники, молочные и мясные похлёбки. Устное нар. творчество (пословицы, поговорки, загадки, притчи, анекдоты, песни, баллады, сказки) на аварском и гинухском яз. Развита нар. медицина. Сохранились традиц. представления, связанные с магией, культом предков, анимизмом, тотемизмом и др., верой в чертей, джиннов, хозяев леса, гор, реки, рощи, озера и т.д.
Реферат опубликован: 6/01/2008