Страница: 4/14
АГУЛЫ, агул, агулар (самоназв., "жители Агула"), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в центр, части юго-вост. Дагестана в труднодоступных ущельях, в городах, в Дербентском р-не (переселенцы 1960-х гг.). Общая числ. 18,7 тыс. чел. Числ. в России 17,7 тыс. чел., в т.ч. в Дагестане 13,8 тыс. Говорят на агульском яз. нахско-даг. группы се-верокавказ. семьи, диалекты: тпигский (агульский), керенский (ричинский), ко-шанский, буркиханский, фитинский. Распространены лезгинский, азерб., рус. яз. Письменность на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. Наиб. ранние сведения об А. в арм. источнике 7 в., где они наз. агутакани, о жителях ущелья Кушан-дере 8-9 вв. есть упоминания в арабских источниках. Происхождение этнонима А. можно связать с назв. ущелья - Агулдерс. В 14- 18 вв. А. в составе Казикумухского шам-хальства объединялись по ущельям в союзы сел. общин. После присоединения Дагестана к России со 2-й пол. 19 в. А. вовлекаются в систему товарно-денежных отношений. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (рожь, ячмень, голозерный ячмень, пшеница, конские бобы, горох; со 2-й пол. 19 в.- картофель, морковь, лук, чеснок) и скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, лошади, ослы, мулы). Поля, в осн. богар-ные,- небольшие участки на склонах, часто террасированных. Содержание овец - горно-стационарное, кр. рог. скота - выгонно-стойлово-пастбищное. С.-х. орудия общедаг. типа: лёгкий плуг (дуруц), серпы, короткая коса для одной руки, молотильные доски, дерев. грабли, вилы, лопаты, сита, подносы для веяния. Были развиты кузнечное ремесло, обработка кожи, овчины, шерсти (прядение, изготовление тканей, паласов, безворсовых ковров, вязание джурабов и т.д.), резьба по дереву, камню. Совр. х-во многоотраслевое. У переселенцев на равнину развиваются виноградарство, садоводство, овощеводство. Из дом. промыслов в горах сохраняется ковроткачество. Традиционная социальная организация - сельская община. Сел. община была самост. хоз.-терр. единицей. Сохранялись патриарх, кровнородств., преим. эндогамные объединения - тухумы. Преобладающая форма семьи - малая, разл. типы неразделённой семьи (15~20 чел.) встречались пережиточно до нач. 20 в. Традиц. поселения насчитывали в среднем ок. 60 х-в, делились на тухумные кварталы. Строили крепостные стены, боевые башни, на дорогах - сторожевые башни. Башни внутри селений соединялись подземными ходами. Планировка селений: на склонах -ступенчато-террасообразная или беспорядочно-ступенчатая, на ровном месте, на гребне горы - кучевая, характерны комбинации разл. типов. Дома примыкают друг к другу, создавая сплошную застройку. Улицы узкие, извилистые, часто в виде лестницы. Планировка переселенческих сёл на равнине - квартально-уличная. Традиц. жилище каменное, прямоуг. в плане, 2-3 (реже 4)-этажное с узкими окнами и одним входом (дом-крепость), с плоской земляной крышей. Со 2-й пол. 19 в. появляются открытые лоджии и балконы, хоз. помещения выделяются в отд. постройку. Совр. жилище - двухэтажное кам. многокамерное со скатной крышей (железо, шифер), с застеклённой верандой, большими окнами. Традиц. одежда общедаг. типа, у мужчин - туникообразная рубаха, штаны, бешмет, черкеска, овчинная папаха, башлык, с нач. 20 в.- кавказская рубаха и брюки галифе. Верхняя одежда носилась с кожан, поясами с серебр. набором. Тёплая одежда - распашные овчинные шубы с обычными и ложными рукавами, бурка. У женщин - туникообразное платье-рубаха, цветные шаровары, матерчатый пояс, бешмет, с кон. 19 в.- длинное отрезное в талии платье, распашная овчинная шуба, безрукавка, на голове - мешочек для волос, платок, покрывало. Обувь вязаная, из кожи, сафьяна. Разнообразны серебряные украшения. Традиц. пища - мучная и мясо-молочная (хинкал, пельмени, пироги, сыр и др.). В обществ, жизни сохранились обычаи взаимопомощи, почитания старших, гостеприимства. Характерны праздники, связанные с нар. с.-х. календарём. Фольклор - лирич., бытовые песни, плачи, сказки, пословицы, поговорки, танцы: медленный азерб. (в осн. жен.), быстрый парный, коллективный. Муз. инструменты: тар, саз, зурна, барабан. Развито декоративное искусство, резьба по камню, дереву.
АНДИНЦЫ, андал, андни, гъва-нал (самоназв.), народ в России. Числ. 25 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное население Дагестана. Говорят на андийском языке, имеется 7 говоров, к-рые объединяются в 2 диалекта - верхнеандийский и нижнсандий-ский. Письменность на осн. рус. графики. Распространены аварский, рус. и (среди мужчин) чеченский яз. Верующие - мусульмане-сунниты. В 1 в. н.э. А. упоминает Плиний Старший. В 14 в. утвердился ислам, ранее к А. проникало христианство. Андия представляла собой федерацию самоуправляющихся сел. обществ. В 14-15 вв. существовало Андийское шамхальство. После присоединения Дагестана к России А. участвовали в Кавказской войне, В 1921 А. вошли в состав Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Основа традиц. экономики верхнеан-дийцев - пашенное террасное земледелие и отгонное альпийское скотоводство, у нижнеандийцев - специализированное садоводство, продукция к-рого обменива лась на продукты животноводства и земледелия. Дом. промыслы - изготовление наплечных бурок, добыча и производство пищевой соли. Счёт родства билатеральный, по поколениям ведётся описательно, характерны клаповые патриархальные кровнородств. объединения - тухумы. Традиц. семья малая. Традиц. поселения скученные, верхнеандийские относительно свободной планировки. Анди, как и ряд др. селений, имеет традиц. средневековую городскую топографию. Одежда А. аварского типа, своеобразен жен. костюм с голов, убором чухту в виде полумесяца, одеваемого "рогами" вниз. В основе питания - продукты земледелия и животноводства, овощи, фрукты. Набор блюд местный и обще-кавк. Традиц. развлечение - конные скачки, наиб. значит, праздники - свадьбы, первой борозды, окончания поста. Сохранились вера в магию, в разл. духов. Фольклор двуязычен (андийск. и аварск.).
Реферат опубликован: 6/01/2008