Страница: 2/14
ЦЕЗСКИЕ НАРОДЫ, группа народов в Рос. федерации в составе андо-цезских (андо-дидойских) народов Дагестана: цезы (дидойцы), гинухцы, гунзибцы, бежтинцы, хваршины. Общая числ. (вместе с андийскими народами) - 55-60 тыс. чел. (1992, оценка). Языки образуют подгруппу в составе нахско-дагестанских яз. Родственны аварцам, в составе которых Ц.н. учитывались в переписях нас. СССР (кроме переписи 1926). Говорят на цезских языках, имеющих много диалектов. Различия между цезскими языками значительнее, чем между андийскими. Большинство свободно владеет аварским, представители среднего и старшего поколений - грузинским яз. Письменность на авар. яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Впервые упоминаются у антич. авторов 1-2 вв. как дидуры (дидойцы). Под назв. Дидо был известен союз сел. обществ, объединявший многие горские народы Зап. Дагестана. Бежтинцы-капучинцы упоминаются в араб. географич. сочинениях 10 в. Груз. хроники упоминают эн-зебцев (гунзибцев) и хуайпов (хварши-нов). С 15 в. начинается активная исла-мизация Ц.н., связанная с усилением экспансии аварских (хупзахских) ханов. С этого времени Дидо распадается на ряд самостоят, союзов сельских обществ. Процесс исламизапии завершился в основном к кон. 18 в. В сер. 1940-х гг. значит, число семей Ц.и. было принудительно переселено на опустевшие чеченские территории. В 1957-58 им было разрешено вернуться на исконные места. Территориально-родственные общины (джамаат) объединялись в военно-поли-тич. союзы сельских общин ("вольные общества"). Высшим закоподат. органом общины был сход мужчин (с 15-летнего возраста). Исполнит, и судебная власть находилась в руках старейшин. Традиц. виды х-ва - отгонное скотоводство, гл. обр. овцеводство, земледелие, ремёсла и промыслы. Со 2-й пол. 19 в. растёт товарное нроиз-во. В последние десятилетия 20 в. появились новые отрасли х-ва (садоводство и др.). Преобладала малая семья. Неразделённые братские семьи сохранялись эпизодически в силу экономич. целесообразности. Большое значение имели кровнородственные союзы семей - тухумы. В джа-маате могло быть от 2-3 до 7-8 туху-мов (часто родственных между собой). Главы тухумов (чаще всего они же старейшины общины) представляли интересы своего тухума перед общиной и союзом общин. Тухум оказывал поддержку своим членам, давал им рекомендации и наставления, в его пределах был предпочтителен выбор брачных партнёров. В семьях господствовали патриархальные отношения. Селения располагались по склонам ущелий, имели ступенчато-кучевую планировку. Доступ в селение, как правило, был возможен лишь по одной тропе. В селениях строились многоэтажные каменные боевые башни с бойницами. Наружу постройки были обращены глухими стенами с бойницами. Чаще всего в центре селения располагалась мечеть. В селениях было но нескольку годеканов - мест сбора и проведения досуга взрослых муж-чип. Главный годекан обычно находился у мечети. Жилища каменные, 2-4-этажные. Стены верх. этажей часто строились из досок или плетёнки, обмазанной глиной. Муж. одежда однотипна с одеждой др. народов Дагестана: овчинные папахи, шубы, бурка, бсшмет, черкеска, штаны с зауженными штанинами, на вздержке, ту-никообразиая рубаха без воротника, с длинными рукавами без манжет. Обязательным атрибутом муж. костюма был кинжал. Самый распространённый тип обуви - вязаные шерстяные сапоги с толстой простёганной шерстяной подошвой и загнутыми носками. Женщины носили рубахи (тупикооб-разного покроя или отрезные по талии), подпоясанные матерчатым поясом, штаны, скроенные из двух полотнищ, на вздёржке, меховые шубы, платки и шали. Непременным головным убором девочек и женщин был чепец-накосник чухту: небольшой мешочек, закрывающий волосы от лба до затылка и спускающийся но спине до пояса. Основными продуктами питания были мука, крупы, толокно, сушёное и свежее мясо, курдюк, молоко, масло, сыр, свежие и сушеные фрукты. Из муки готовили пресный и кислый хлеб, лепёшки, несколько разновидностей хипкалов; из муки и круп готовили каши; мясо потреблялось чаще всего варёным, с хипкалом, иногда жареным; готовились пироги типа чуду и вареники (курзе) - с творогом, мясом, зеленью и др. Календарные праздники: день первой борозды, день встречи зимы и др.- отмечались спортивными состязаниями, разведением костров, процессиями ряженых и др. Сохранялись домусульм. представления, вера в чертей, джиннов, ведьм, домовых и др. Литература и фольклор
ШАПСУГИ, шапсыг (самоназв.), народ группы адыгов в Рос. Федерации. Живут в Туапсинском и Лазаревском р-нах Краснодарского кр., небольшая группа - в Адыгее. Переписями не учитывались. По косвенным данным, насчитывали в 1926 св. 4 тыс. чел.; совр. числ. ок. 10 тыс. чел. Говорят на диалекте адыгейского яз. Верующие - мусульмане-сунниты. Ш. составляли одну из самых крупных групп нричерноморских адыгов (совр. адыгейцев), населяли земли между рр. Джубга и Шахе (т.п. Малый Шапсуг) и высокогорные лесистые обл. на сев. склонах Кавказского хр. по рр. Антхир, Абин, Афине, Бакан, Шипе и др. (Большой Шапсуг). Принимали активное участие в борьбе адыгов с Крымским ханством. Во время Кавказской войны были одними из самых упорных противников России, вошли в созданный Шамилем союз, существовавший до 1859. В кон. 1860 был учреждён меджлис, объединивший Ш., убыхов и натухайцев. В 1864 осн. часть Ш. вместе с др. адыгами переселилась в Турцию, где была частично ассимилирована, частично вошла в черкесскую общность. На Кавказе осталось ок. 2 тыс. Ш., их земли стали заселяться иноэтнич. элементом. В 1924 был создан Шапсугский нац. р-н с центром в Туапсе, затем в с. Красно-александровское и Лазаревское, в 1945 преобразованный в Лазаревский р-и Краснодарского кр. На 1-м съезде шап-сугского парода в 1990 была принята декларация о восстановлении Шапсугского нац. р-на. 12 июня 1992 Президиум ВС РФ принял постановление о создании Шапсугского нац. р-на. Традиц. культура характеризовалась общеадыгскими чертами. Сеяли просо, в меньшем количестве пшеницу, полбу, рожь, ячмень, овёс; с кон. 18 в. широко распространилась кукуруза. Разводили кр. и мелкий рогатый скот, занимались коневодством. Значительное место принадлежало садоводству и виноградарству. Занимались также пчеловодством. В материальной культуре традиционные элементы сохранились гл. обр. в пище (мамалыга из кукурузной муки, широкое употребление молочных продуктов, в частности сыров). Мужчины носят папахи в сочетании с европейским костюмом, женщины - наголовныс платки. В общественно-семейном быту сохраняются мп. патриархальные нормы: семейно-родовая солидарность, уважение к старшим, общинная взаимопомощь. Свадьбы обычно очень многолюдны и могут продолжаться несколько дней, сопровождаются конными состязаниями. Доисламские верования включали культ общеадыгских божеств -грома и молнии Шиблс, плодородия Со-зсреша, покровителей скотоводства Еми-ша, Ахипа, Хакусташа, кузнечного ремесла Тленша и др., а также священных рощ. Во время засух устраивали обряд вызывания дождя Ханцсгуаше: наряженную куклу проносили по всему аулу, а затем топили в речке. Фольклор включает разнообразные по сюжетам сказки, мифы, легенды.
Реферат опубликован: 6/01/2008