Народы Северного Кавказа

Страница: 14/14

Адыгея

АДЫГЕЙЦЫ, адыгэ (самоназв.), народ в России (122,9 тыс. чел.), коренное нас. Адыгеи (95,4 тыс. чел.). Живут также в соседних р-нах Краснодарского края (20,8 тыс. чел.). Часть живёт в Турции (5 тыс. чел.) и странах Бл. Востока. До 20 в. существовали субэтнич. группы: абад-зехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, нату-хайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Говорят на адыгейском яз. абхазо-адыгской гр. северокавказ. семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в осн. лит. яз.), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространён рус. яз. Письмен-нность на рус. графич. основе. Верующие - мусульмане-сунниты. А., как и др. адыги - кабардинцы и черкесы, - потомки автохтонного нас. Сев.-Зап. Кавказа. После терр. обособления в 13-14 вв. кабардинцев этнич. процессы среди ост. нас. привели к формированию совр. А. Социальное развитие А. протекало неравномерно. Шапсугам, на-тухайцам и абадзехам (т.н. демократич. племена) удавалось ограничивать права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Т.н. аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х гг. царское пр-во начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъём освободит. движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию А., сопровождался внутр. самоорганизацией А., складывались основы военно-гос. союза всех групп А. Последние очаги сопротивления А. были подавлены царскими войсками в 1864. Неск. сот тысяч А. в 1860-е гг. были депортированы и рассеялись по странам Бл. Востока, меньшая .часть А. переселилась в равнинные р-ны. В 1922 обр. Адыгейская авт. обл., с 1937 в составе Краснодарского края, с 1991 - Респ. Адыгея. Традиц. занятия - пашенное земледелие (просо, ячмень, с 19 в. осн. культуры - кукуруза и пшеница), садоводство, виноградарство, скотоводство (кр. и мелкий рог. скот, коневодство). Дом. промыслы - плетение, ткачество, бурочное и кожевенное произ-во, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитьё. Традиц. поселения состояли из отд. хуторов-усадеб, делились на патронимич. части, на равнине - улично-квартальной планировки. Традиц. жилище турлучное, однокамерное, к к-рому пристраивали дополнит. изолир. помещения с отд. входом для женатых сыновей. Одежда общесеверокавказского типа, у мужчин - нательная рубаха, бешмет, черкеска, ременный пояс с серебряным набором, штаны, войлочная бурка, папаха, башлык, узкие войлочные или кожаные ноговицы; у женщин - шаровары, ниж. рубаха, облегающий кафтанчик, длинное распашное платье с серебряным поясом и длинными нарукавными лопастями-подвесками, высокая шапочка, обшитая серебряным или золотым галуном, платок. В пище используются зерновые, мясные, молочные продукты, широко употребляются овощи. В нач. 20 в. при преобладании малых семей сохранялись болыпесемейные общины (до неск. дес. чел.). Семейно-быто-вой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталыче-ство. Для традиц. верований характерен разветвлённый пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирич-, бытовые и др., танцы.

Реферат опубликован: 6/01/2008