Страница: 5/14
АРЧИНЦЫ, арчи (лакск.), аршиштиб (самоназв.), рочисел (аварск.), народ в России, коренное нас. Дагестана. Живут в басейне. р. Хатар. Числ. св. 1 тыс. чел. В переписях, начиная с 1939, включались в состав аварцев. Язык арчинский нахско-даг. группы северокавк. семьи. Распространены также аварский, лак-ский, рус. яз. Письменность на авар. яз. на основе рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. В 17-18 вв. А. находились в зависимости от казикумухских владетелей, в нач. 19 в. Арчинское сел. об-во вошло в состав Казикумухского ханства. На протяжении 19 в. имели тесные контакты с аварцами и объединялись с ними в единый союз сел. общин под главенством Дусрахского (Рисорского) об-ва. Вхождение Дагестана в состав России (1813) усилило развитие товарно-денежных отношений, расширились торгово-эконо-мич. связи, возросло отходничество А. С 1921 А. в составе Дагестанской АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. Осн. занятия - пастбищное скотоводство (гл. обр. овцеводство) и богарное земледелие. Были развиты шерстяное ткачество, изготовление паласов, резьба по дереву (орудия, утварь, посуда и др.). Селения А. горные, скученные. Дома одно-, двух- и многоэтажные каменные, с плоскими крышами, с хоз. помещениями и хлевом. В сов. время появляются дома с галереей по фасаду, сокращается кол-во этажей и площадь хоз. построек. Одежда А. имеет много общего с одеждой аварцев. Из традиц. элементов костюма у мужчин сохраняются овчинные шубы-накидки и папахи, у женщин - головной убор с серебряными украшениями (чухта), головное покрывало, длинные прямые штаны и матерчатые пояса яркой расцветки. В нац. кухне преобладают мучные и мясо-молочные блюда (меньше - овощные). Распространены хинкалы, пельмени и лепёшки с начинкой из творога, яиц, дикого чеснока, крапивы, различные мясные и постные супы, халва и др. В обществ, жизни А. значит, роль играла сел. община (джамаат), патриарх. кровнородств. объединения - тухумы. Совр. семья малая, чаще двухпоколенная, поддерживаются традиции уважения старших, трудовой взаимопомощи, родств. солидарности. В прошлом предпочитались родств. браки. Многие обычаи и обряды связаны с календарным, хоз. циклом. Сохраняются пережитки домусульм. верований. Из традиц. искусств развита резьба по дереву. Имеются письм. памятники на ар-чинск., аварск., араб. яз. Распространён аварский, лакский фольклор. Популярный танец - лезгинка; муз. инструменты - зурна, кумуз, барабан. Сформировалась нац. интеллигенция.
АХВАХЦЫ, а ш в а до (самоназв.), садыкьилиду, гiахъвалал, народ в России (4 тыс. чел.) и Азербайджане (2 тыс. чел.). Общая числ. ок. 6,5 тыс. чел. Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Говорят на ахвахском яз., имеющем 2 диалекта: сев. и юж., последний включает цекобский и тлянубский говоры. Распространены также рус., аварск., азерб. и кумыкский яз. Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. А. предположительно произошли от жителей разл. р-нов Аварии, гл. обр. хунзахских аварцев. Народ ахуали, ахвали упоминается в груз. историч. хрониках 14 в. Сев. А. образовали Ахвахский союз общин, Цунта-Ахвах. Юж. А., Ратлу-Ах-вах, ратлубцы, цекобы и тлянубцы, приблизительно с 17 в. вошли в состав Гидат-линского союза общин. С 15 в. боролись за независимость с хунзахцами, гидатлин-цами, тиидалами и др. С 15 в. подвергались исламизации. После присоединения Дагестана к России (1813) с 40-х гг. приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест. АССР, с 1991 - Респ. Дагестан. Часть А. в 1-й пол. 18 в. расселилась в Закатальском р-пе Азербайджана, часть в сов. период осела на Кумыкской плоскости, между Терском и Судаком. Традиц. занятия - животноводство (гл. обр. отгонное овцеводство) и пашенное террасное, частично орошаемое земледелие (ячмень, пшеница, рожь, овёс, полба, со 2-й пол. 19 в.- кукуруза и картофель; бобовые, лук, чеснок, табак). Ремёсла: обработка овчины, дерева, камня, выработка кож, кузнечное и др. Со 2-й пол. 19 в. росла товарность произ-ва. Ныне па Кумыкской плоскости получили развитие полеводство, садоводство, овощеводство. А. были организованы в общины (джамааты) воинов-скотоводов и земледельцев, сохранялось значение патриарх. кровнородств. объединений - тухумов. Преобладала малая семья, встречались разл. формы неразделённой семьи. В семейной жизни придерживались обычаев запретов и избеганий. Поныне сохраняются традиции семейной обрядности, почитания старших, родств. и соседской взаимопомощи, тухумной солидарности, гостеприимства, куначества. Традиц. поселения - хутора и селения ступенчато-кучевой планировки, располагавшиеся по склонам ущелий, подступы к ним охранялись многоярусными камеи. сторожевыми башнями. С нач. 20 в. и особ. в годы коллективизации нас. мелких тухумиых поселений (их насчитывалось ок. 200) переселилось в терри-тор.-соседские селения. Дома прямоуг. каменные трёх- и двухэтажные с плоской земляной крышей и открытой лоджией, украшались художеств, кладкой, арочными конструкциями, каменными рельефами, дерев. резьбой. Внутр. двор мал либо отсутствовал. Часть хоз. построек выносили за пределы усадьбы. Традиц. одежда общедагест. типа. Мужская: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, войлочная куртка, бурка, разл. овчинные шубы и папахи, обувь из сыромятной кожи, хрома, войлока. Голову брили, оставляли усы и бороду. Женская: платье-рубаха, штаны, отрезное распашное платье, чепец-накосник чухту, платки, шали. Обувь такая же, как и у мужчин. Разнообразны серебряные украшения. Пища мучная и мясо-молочная. Осн. блюда: лепёшки, пресный и кислый хлеб, хинкалы, каши, мясные и молочные похлёбки, пироги. Отмечали календарные и мусульм. праздники. Пословицы, поговорки, загадки, притчи, плачи, колыбельные и др. передаются на авар. и ахвахск. яз. Разработан нар. с.-х. календарь, развита нар. медицина. Сохраняются пережитки традиц. верований, связанных с анимистич. представлениями, культами земли, неба, светил, огня, грома, молнии, горных вершин, лесов, рощ, отд. водоёмов, представлениями о злых и добрых духах.
Реферат опубликован: 6/01/2008