Страница: 6/14
БАГУЛАЛЫ, багвалалы, багвалин1(ы, багулал, гаитляло (самоназв., "бедные люди, едящие сырое мясо", "богатыри", "соски"), народ в России (5 тыс. чел.). Относятся к андийским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Язык багулальский, имеет говоры: хуштадинский, тлондодинский, тлибишииский. Распространены аварск., рус. яз. Письменность на аварск. яз. на осн. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. С кон. 1-го тыс. до и. э. племенное объединение Багулал входило в союз Ди-дури (Дидо). С его распадом с 15 в. Б. объединились в союз сел. общин Багулал с центром в сел. Хуштада. В 14 в. были исламизированы. С 1921 в составе Дагестанской АССР (с 1991 - Респ. Дагестан). Традиц. занятия - пашенное земледелие (зерновые, бобовые, огородные, бахчевые, технич. культуры), садоводство, виноградарство, пчеловодство, а также отгонное овцеводство. Ремёсла: произ-во сукна, войлока, обработка дерева, металла, кожи, камня, гончарство. Традиц. поселения кучевые, тсррасооб-разные из тесно расположенных домов, иногда с внутр. ходами между ними, по краям селений сторожевые башни, к гл. оборонит, башне в центре селения подведены подземные ходы из всех кварталов. Расселение территор. -соседское, в прошлом родств. (тухумное). Традиц. жилище камеи, двух- и трехэтажное, квадратное, иногда с лоджиями, галереями (ныне застеклёнными). Пол земляной, крыша плоская, глинобитная. Совр. дома двух- и полутораэтажные, с четырёхскатными и двухскатными крышами, крытыми шифером, дерев. полами. Традиц. костюм: у мужчин - туиикооб-разная рубаха, штаны, бешмст, черкеска с газырями, нагольная овчинная шуба с ложными рукавами, овчинная папаха; у женщин - туникообразиое чёрное платье-рубаха, штаны до пят, тёмное покрывало, чёрный кожаный чепец-иакосник чухто, красный кушак, овчинная шуба и куртка, кожаные, войлочные и вязаные сапожки. Обильны серебряные и медные украшения. Мужчины до 40 лет брили голову, оставляя усы и бороду. Пища: пресный хлеб (лепешки), варёные бобы, каши из муки, хинкал с мясом или молоком, пироги, молоко, масло, творог, мясо (жареное, варёное, вяленое). Б. были организованы в общицы-джа-мааты. Преобладает малая двухпоколенная (иногда трёхпоколенная) семья, в нач. 20 в. встречались неразделённые семьи. Прочны родств. тухумные связи. Предпочтительны кузенные браки. Богат песенный (преим. на аварск., а также багулальск. яз.) и танц. фольклор, сохраняются пословицы, поговорки, предания, сказки. Из календарных особ. характерен праздник первой борозды. Сохранились остатки традиц. верований - вера в духов природных объектов, культы святых, предков, светил, элементы магии. Осн. мифологич. персонажи - джинны, дракон-аждаха и др.
БЕЖТИНЦЫ, бежтины (самоназв.), хьванал (аварск., "лошадники"), ка-пуча (груз.), народ в России (8 тыс. чел.). Относятся к цезским народам, коренное нас. Зап. Дагестана. Живут также в Грузии (1 тыс. чел.). Общая числ. 9 тыс. чел. Говорят на бежтинском яз. Распространены аварский, рус., груз., цезский, гунзибский, гинухскийяз. Письменность на аварск. яз. на осп. рус. графики. Верующие - мусульмане-сунниты. На своей этнич. терр. живут со 2-й пол. 1-го тыс. до н.э. Капучинцы ("земля Кафучи") упоминаются в араб. географич. соч. 10 в. Входили в состав военно-поли-тич. союза Дидо, с 15 в.- в Андухо-Капу-чинский союз конфедерации Антль-Ратль. С 18 в. союз распался на Анцух-ский и Капучинский союзы сел. общий, в последнем были объединены Б. и гунзиб-цы. Поддерживали тесные экон. и воен-но-политич. связи с Грузией, с 16-17 вв. в Грузии живёт часть Б. После присоединения Дагестана к России (1813) приняли участие в освободит, борьбе горцев Дагестана и Чечни под рук. Шамиля. В 1921 вошли в состав Дагест, АССР, с 1991 -Респ. Дагестан. В сов. время часть Б. переселилась на Кумыкскую плоскость, между Тереком и Сулаком. Осн. традиц. занятия - отгонное животноводство (гл. обр. овцеводство, также кр. рог. скот, козы, лошади) и пашенное земледелие (ячмень, рожь, пшеница, полба, овёс, бобовые, чеснок, табак). В сов. период увеличились площади под зерновыми, получили развитие садоводство, овощеводство (гл. обр. на Кумыкской плоскости). Семья преим. малая, до 30-40-х гг. 20 в. бытовали формы неразделённой семьи. Сохраняется опр. значение патриарх. кровнородств. объединений - ту-хумов. Б. были организованы в об-щины-джамааты. Сохраняются традиции семейной, похоронно-поминальной обрядности, обычаи почитания старших, родств. и соседок, взаимопомощи, гостеприимства, куначества. Поселения двух типов - селение и хутор (до 40-50-х гг. 20 в.). Планировка ступенчато-кучевая и разбросанная, подступы охранялись многоярусными боевыми башнями. Традиц. жилище - пря-моуг., каменное 2-3-этажное, многокамерное, крыши плоские, у отдельно стоящих построек двускатные. Традиц. открытые лоджии вытеснены крытыми галереями. Муж. традиц. одежда: штаны, рубаха, бешмет, черкеска, куртка, бурка, овчинные шубы и папахи, вязаные шерст. сапоги, кожаная, войлочная обувь на дерев. подошве. До 2-й пол. 19 в. носили на поясе кинжал и нож. Голову брили, оставляя усы и бороду. Жен. одежда: разл. платья-рубахи, платья, длинные штаны, матерчатый пояс-повязка, чепец-накос-иик чухту, платки, шали, разнообр. серебряные украшения. Обувь такая же, как у мужчин. Традиц. пища мучная и мясо-молочная: разл. хинкалы, лепёшки, пресный и кислый хлеб, тесто из толокна, каши, похлёбки, варёное мясо, сыр, пироги. Отмечаются мусульм, и календарные праздники, характерны увеселит, собрания, проводившиеся по половозрастному принципу. Пословицы, поговорки, песни, баллады, сказки, плачи, колыбельные и т.д. передаются на аварск. и бежтинск. яз.
Реферат опубликован: 6/01/2008