Страница: 11/14
БАЛКАРЦЫ, таулула (самоназв., "горец"), народ в России (78,3 тыс. чел.), коренное нас. Кабардино-Балкарии (70,8 тыс. чел.). Живут также в Казахстане (3,0 тыс. чел.), Киргизии (2,1 тыс. чел.). Общая числ. 85,1 тыс. чел. Локальные группы: балкарцы (малкарцы, малкъарлыла), бизингиевцы (бызынгычыла), холамцы (холамлыла), чегемцы (чегемлиле), урусбиевцы, илибаксанцы (бакъсанчыла). Язык карачаево-балкарский тюркской группы алтайской семьи. Письменность на осн. рус. графики (создана в 1924 на осн. араб. графики Верующие - мусульмане-сунниты В формировании Б. приняли участие, видимо, три осн. этнич. компонента: древнейший - кавказоязычное нас., ирано-язычные аланы, появившиеся в горной полосе Центр. Кавказа в 4-5 вв., и тюр-коязычные племена, возможно, кубанские болгары и, несомненно, кыпчаки,поселившиеся в 13 в. в горах Кавказа и частично ассимилировавшие аланов-осетин. Жители всех балкарских селений имели тесные связи с соседними народами: кабардинцами, сванами, карачаевцами, грузинами-рачинцами. В сер. 17 в. установились непосредств, связи русских с Балкарией (в рус. источниках - Балка-ры, Балхарские кабаки), через к-рую пролегал один из посольских путей в Зап.Грузию. В 1-й трети 19 в. балкарские об-ва вошли в состав Рос. империи. В 60-70-х гг. 19 в. в процессе проведения крест, реформ часть безземельных Б. была поселена на равнине. Несмотря на миграции, и в кон. 19 в. часть Б. страдала от малоземелья; в нач. 20 в. избыточное нас. в горах Балкарии составляло 67%. В 1922 была образована Кабардино-Балкарская авт. обл., в 1936 преобразованная в АССР. В 1944 Б. были насильственно депортированы в р-ны Ср. Азии и Казахстана. В 1957 Кабардино-Балкарская АССР была восстановлена и Б. вернулись на родину. В 1991 провозглашена Кабардино-Балкарская Респ. Ведущая отрасль традиц. х-ва - отгонное скотоводство (овцы, а также кр. рог. скот, козы, лошади, до кон. 18 в.- свиньи). Занимались также горным террасным пашенным земледелием (ячмень, пшеница, овёс, с кон. 19 в.- картофель, огородные). Дом. промыслы и ремёсла - выделка войлоков, бурок, сукон, обработка кожи и дерева, солеварение, добыча серы и свинца, изготовление пороха и пуль. Большое значение имели пчеловодство, охота. В пореформенное время начала развиваться молочная пром-сть. Традиц. поселения - крупные многофамильные, располагались уступами по склонам гор, в осн. скученной планировки (встречались также свободной планировки, замкового типа); в целях обороны возводили башни (къала). На равнине селения многодворные, с уличной планировкой, с усадьбами. Традиц. жилища в горных селениях из необработанного камня, одноэтажные, прямоуг., в Баксанском и Чегемском ущельях также дерев. срубные с земляными крышами, на равнине -турлучные. Почти до кон. 19 в. жилище было однокамерным (с муж. и жен. половинами), жилая часть сочеталась с хоз. помещениями. Дома в 2-3 комнаты с гостевым помещением (кунацкой) появляются у состоят, семей в пореформенное время. В 20 в. распространились двухэтажные многокомнатные дома с дерев. полами и потолками, вместо сакрального открытого очага - пристенный камин, рус. печь. Традиц. одежда северокавк. типа: у мужчин - нательная рубаха, штаны, овчинные рубахи, бешмет, черкеска с газырями, подпоясанная узким ременным поясом, на к-ром висело оружие; шубы, бурки, папахи, башлыки, шляпы из войлока, обувь кожаная, войлочная, из сафьяна, ноговицы. Женщины носили тунико-образные рубахи, шир. штаны, кафтанчик, длинное распашное платье, пояс, овчинные шубы, шали, платки, шарфы, шапочки, разнообразные украшения. Праздничное платье украшали галуном, золотым или серебряным шитьём, позументом, узорной тесьмой. В основе тра-диц. питания - молочная пища, мясо ели преим. в праздники и в торжеств, случаях. Много блюд готовили из ячменя, в т.ч. пиво, кукурузы, хлеб и пироги пекли также из пшеничной муки. Широко употреблялся мёд. Балкария включала неск. сел. обществ. Велика была роль нар. собрания (тёре), патронимич. орг-ции. Правители наз. та-убии, свободные общинники - каракиши, зависимые крестьяне - чагары, известно дом. рабство военнопленных (къул). Семья преим. малая, браки экзо-гамны. Обязательно соблюдались сословные ограничения. В семейной жизни характерны патриарх, традиции, разл. запреты- избегания. Были распространены обычаи кровной мести, побратимства, куначества, аталычества, гостеприимства и т.д. Процесс исламизации Б. начался до 17 в., однако ещё в 19 в. их верования представляли собой сложный синтез христианства, ислама и дохрист. традиций. Сохранялась вера в магию, священные деревья, камни, божеств-покровителей. Характерны календарные и др. праздники, военизированные спортивные игры. Разнообразен фольклор - нартский эпос, обрядовые, трудовые, героич. и др. песни, благопожелания (алгъыш) и пр.
Карачаево - Черкесия
Карачаевцы. Самоназвание кърачайлылар, коренное население Карачая в России. Численность свыше 150 тыс. человек, из них 129 тыс. в России. Живут также в Срерне йАзии, Казахстане, Турции, Сирии, США. Говорят на карачаево - балкарском языке тюркской группы алтайской семьи. Письменность на рус. гра-фич. основе (с 1937). Верующие - мусульмане-сунниты В этногенезе К. принимали участие местные кавк. племена, жившие с эпохи бронзы, а также пришлые - аланы, булгары и кипчаки (половцы). В домон-гольское время К. входили в алан. союз племён. Наиб. ранними карачаево-бал-карскими памятниками считаются могильники 13-14 вв. на терр. Карачая и Балкарии. После монгольского нашествия предки К. были оттеснены в горные ущелья Центр. Кавказа. В 1828 К. вошли в состав России. Расселённые компактно, они составили часть адм. округа Эльбрус-ский. После гражд. войны и установления сов. власти (1920) определился статус К. в рамках нац.-терр. автономии: 1920 -Карачаевский округ, 1922 - Карачаево-Черкесская АО; 1926 - Карачаевская АО, ликвидированная в 1943 в связи с депортацией К. в Ср. Азию и Казахстан. В 1957 после возвращения К. на историч. родину восстановлена Карачаево-Черкесская АО; в 1991 преобразована в республику. Осн. традиц. занятия - отгонное (альпийское) животноводство (овцы, козы, лошади, кр. рог. скот), а также пашенное террасное земледелие с искусственным орошением (ячмень, овёс, просо, пшеница, кукуруза, картофель, огородные культуры). Животноводство продолжает оставаться гл. занятием горной и предгорной части нас. Преим. направление получило разведение кр. рог. скота и овцеводство (тонкорунные мериносы и карачаевские овцы). Ремёсла - сукноделис, выде-лыванис войлочных шляп, бурок, производство узорных войлоков, ковров, плетение циновок, вязаных шерстяных изделий, обработка кож, шкур, резьба по дереву и камню, золотое шитьё Традиц. селения - в горах скученные, большие, разделённые на родофамильные кварталы (тийрс), а в предгорьях и на плоскости - уличной, прямоугольной планировки. Жилище - прямоугольная (иногда многоугольная) одно-, двухкамерная срубная постройка с двускатной земляной крышей. Жил. и хоз. строения составляли комплекс закрытого двора (арбаз). Стены жилища завешивались войлочными коврами, а полки аппликационными. Внутри жилища выделялся пристенный очаг (оджакъ) с открытым дымоходом. Отд. дом или комната отводились для приёма гостей (кунацкая). С кон. 19 в, появляются многокамерные, двухэтажные строения, крыши домов покрываются тёсом, железом, позже шифером. Памятники традиц. архитектуры -дома срубной техники, боевые башни, склеповые сооружения. Нац. одежда К. сходна с одеждой др. народов Сев. Кавказа. Муж. одежда состояла из рубахи, штанов, бешмета, черкески, овчинной или меховой шубы, бурки и башлыка. На поясе из узкого ремня -кинжал или нож, кресало и др. Летний гол. убор - войлочные шляпы, зимний -овчинные шапки-папахи с суконным башлыком. Жен. одежда отличалась разнообразием типов и возрастных особенностей: длинная рубаха из бумажной или шёлковой ткани туникообразного покроя с разрезом на груди и застёжкой у ворота, с длинными и широкими рукавами; длинные шаровары из тёмных цветных тканей заправлялись в сафьяновые носки или обувь; поверх рубахи - платье. Талия перехватывалась широким серебряным поясом. Из стёганной на вате шёлковой или бумажной ткани шилась верхняя одежда - каптал, повторявшая покрой черкески. Шубы из мерлушки или кур-пея, а также беличьи. Жен. головные уборы: праздничный убор девушки - шапочка (высокая конусообразная или усечённая, богато украшенная галунами или золотым шитьём), поверх неё большой платок. Основа питания - мясо-молочно-расти-тельная. Традиц. блюда - варёное и жареное мясо, вяленая колбаса из сырого мяса и жира, заквашенное молоко (айран), кефир (гыпы айран), различные виды сыра. Из мучных блюд популярны пресные лепёшки (гырджыны) и пироги (хычыны) с разнообразной начинкой, жареные или выпеченные, супы на мясном бульоне (шорна), среди лакомств - разл. варианты халвы. Напитки: молочные -кефир и айраи, праздничные - буза и пиво (сыра), повседневные - чай из кавк. рододендрона (къара тай). Центром общ. жизни была сел. община (эльджамагат), связанная общностью терр. и коллективным трудом по постройке и поддержанию в сохранности оросительных сооружений. Внутри родовой общины (каум и тукум) сохранялись строгая экзогамия, общее поселение (тийре), совместные кладбища, наименование от одного мифич. или реального родоначальника. Среди К. сохранялись пережитки семейных общин (юйюр) с коллективной собственностью на скот и землю, с совместным трудом и уравнительным потреблением. К кон. 19 в. в связи с распадом семейных общин в сел. общине стали преобладать моногамные семьи (юйдсги). Наиб. развитым видом нар. иск-ва было изготовление узорных войлоков, вышивка, плетение циновок, резьба по дереву и камню, золотое шитьё. В нар. жизни большое значение придаётся этикету. Многочисленные нар. праздники (календарные, вывода стада на альпийские пастбища, уборки урожая и др.) сопровождаются конными скачками, джигитовкой, борьбой силачей, метанием камней, играми ряженых, поднятием тяжестей и др. состязаниями. С исламом (утвердился в кон. 18 в.) вошли в традицию: пост (ораза), моления (намаз), жертвоприношение (курман). Наряду с общекавк. танцами (лезгинка, исламей) распространены также ритуальные карачаево-балкар. танцы - голлу, сандракъ, тепене, тёгерек и др. Сохраняется богатый фольклор: нартские сказания, историч., трудовые, героич., сатирич., любовные и колыбельные песни, сказки, пословицы и поговорки, рассказы о Насра Ходжа (Ходже На-среддине). Традиц. муз. инструменты -тростниковая свирель, 2-струнная скрипка, 3-струнный щипковый инструмент, трещотка из чинаровых дощечек, доул и гармонь.
Реферат опубликован: 6/01/2008