Страница: 9/14
ЧЕЧЕНЦЫ, нохчий (самоназв.), народ в Рос. Федерации (899 тыс. чел.), осн. нас. Чечни. Числ. в Чечне и Ингушетии 734 тыс. чел. Живут также в Дагестане (ок. 58 тыс. чел.), Ставропольском кр. (15 тыс. чел.), Волгоградской обл. (11,1 тыс. чел.), Калмыкии (8,3 тыс. чел.), Астраханской (7,9 тыс. чел.), Саратовской (6 тыс. чел.), Тюменской (4,6 тыс. чел.) обл., Северной Осетии (2,6 тыс. чел.), Москве (2,1 тыс. чел.), а также в Казахстане (49,5 тыс. чел.), Киргизии (2,6 тыс. чел.), на Украине (1,8 тыс. чел.) и др. Общ. числ.-957 тыс. чел. Верующие Ч.- мусульмане-сунниты. Распространены суфийские учения двух толков - накшбапди и падири. Говорят на чеченском яз. нахско-дагестанской группы. Диалекты: плоскостной, аккинский, чеберлоевский, мелхинский, итумкалин-ский, галанчожский, кистинский. Распространён также рус. яз. (свободно владеют 74%). Письменность после 1917 сначала на осн. араб., затем - лат. графики, с 1938 - на основе рус. алфавита. В "Географии" Страбоиа упоминается этноним гаргареи, этимология к-рого близка цахскому "гергара" - "родной", "близкий". Нахскими считаются и этнонимы исадики, двалы и др. В арм. источ- никах 7 в. Ч. упоминаются под именем нахча матьян (т.е. "говорящие на языке нохчи"). В хрониках 14 в. упоминается "народ нохчи". В перс. источниках 13 в. дано назв. сасапы, позднее вошедшее в рус. документы. В документах 16-17 вв. встречаются племенные назв. Ч. (ичке-ринцы - нохчмахкхой, ококи - аьккхий, шубуты - шатой, чарбили - чеберлой, мелки - маьлхий, чантинцы - ч1аьнтий, шаройцы - шарой, терлойцы - т1ерлой). Антропол. тип пранахов можно считать сформировавшимся в эпоху поздней бронзы и раннего железа. Древние Ч., освоившие не только сев. склоны Кавказа, но и степи Предкавказья, рано вошли в контакты со скифским, а затем - с сарматским и аланским кочевым миром. В равнинной зоне Чечни и близлежащих обл. Сев. Кавказа в 8-12 вв. сформировалось полиэтнич. Аланское царство, в горной зоне Чечни и Дагестана - гос. образование Сарир. После монголо-татар. нашествия (1222 и 1238-1240) степная затеречная и частично чеченская равнина вошли в состав Золотой Орды. К кон. 14 в. население Чечни объединилось в гос-во Симсисм. В 16-17 вв. Кавк. перешеек был объектом постоянных притязаний Османской империи (с её вассалом -Крымским ханством), Ирана и России. В ходе борьбы между этими государствами на чеченских землях ставятся первые рус. крепости и казачьи городки, устанавливаются дипломатич. связи чеч. правителей и аульных обществ с Россией. Тогда же окончательно складываются совр. границы расселения Ч. Со времени Персидского похода Петра I (1722) политика России в отношении Чечни приобретает колон, характер. В последние годы правления Екатерины II рус. войска заняли левый берег Терека, соорудив здесь участок Кавк. военной линии, основали воен. крепости от Моздока до Владикавказа по чеч.-кабард. границе. Это привело к росту освободит. движения Ч. в кон. 18-1-й пол. 19 вв. К 1840 на терр. Чечни и Дагестана складывается теократич. гос-во - имамат Шамиля, первоначально ведшее успешную войну с Россией, но к 1859 потерпевшее поражение, после чего Чечня была присоединена к России и включена вместе с Хасавюртовским окр., заселённым ауховскими Ч. и кумыками, в Терскую обл. В 1922 образована Чеченская авт. обл. в составе РСФСР. Ещё ранее Чечне была возвращена часть земель, отобранных у нес в ходе Кавк. войны. Были введены делопроиз-во и преподавание на родном яз., проведены другие культурные и соц.-экономия, преобразования. Вместе с тем начавшаяся в 1920-х гг. коллективизация, сопровождавшаяся репрессиями, нанесла большой урон Ч. В 1934 Чечня объединена с Ингуш. АО в Чеч.-Ингуш. АО, с 1936 - Чеч.-Ингуш. АССР. В февр. 1944 ок. 500 тыс. Ч. и ингушей были насильственно высланы в Казахстан. Из них значит, число погибло в первый год ссылки. В янв. 1957 Чеч.-Ингуш. АССР, упразднённая в 1944, была восстановлена. Но при этом для Ч. были закрыты цеск. горных р-нов, и бывших жителей этих р-нов стали селить в равнинных аулах и казачьих станицах. Ч.-ауховцы вернулись в Дагестан. В 1992 съезд нар. депутатов Рос. Федерации постановил преобразовать Чеч.-Ингуш. Респ. в Ингуш. Респ. и Чеч. Респ. Традиц. землсдельч. культуры - ячмень, пшеница, просо, овёс, рожь, лён, фасоль и др. Позже стали выращивать кукурузу, арбузы. Были развиты садоводство и огородничество. Пахотные орудия - плуг (гота), полезное орудие (нох). Была распространена трёхпольная система. В горных обл. было развито отгонное овцеводство. На равнинах разводили кр. рог. скот, использовавшийся в т.ч. в качсстве рабочей силы. Разводили также породистых лошадей для верховой езды. Между горными и равнинными районами Чечни существовала хозяйств, специализация: получая хлеб с равнины, горные Ч. сбывали взамен излишки скота. Важную роль играли кустарные промыслы. Большой популярностью пользовалось чеч. сукно, производившееся в Грозненском, Веденском, Хасавюртов-ском, Аргунском окр. Повсеместное распространение имели обработка кожи, изготовление войлочных ковров, бурок и др. войлочных изделий. Центрами оружейного произ-ва были сел. Старые Ата-ги, Ведено, Дарго, Шатой, Джу гурты и др., гончарного - сел. Шали, Дуба-Юрт, Старый-Юрт, Новый-Юрт и др. Были развиты также ювелирное и кузнечное ремесло, горный промысел, произ-во шёлка, обработка кости и рога. Горные селения имели беспорядочную скученную планировку. Были распространены двухэтажные каменные дома с плоской крышей. В ниж. этаже помещался скот, в верх., состоявшем из двух комнат,- жильё. Многие селения имели жилищпо-оборонит. башни в 3-5 этажей. Поселения на равнине были крупными (500-600 и даже до 4000 дворов), растянутыми вдоль дорог и рек. Традиц. жилище - турлучное, состояло из неск. комнат, вытянутых в ряд, с отдел, выходами на террасу, проходившую вдоль дома. Осн. комната принадлежала главе семьи. Здесь находился очаг и протекала вся жизнь семьи. К ней пристраивались комнаты женатых сыновей. Одна из комнат служила кунацкой, либо для неё ставили специальную постройку во дворе. Двор с хоз. постройками обычно обносился забором. Отличит, чертой интерьера чеч. жилища было почти полное отсутствие мебели: сундук, низкий столик на трёх ножках, несколько скамеек. Стены увешивались шкурами, коврами, на них развешивалось оружие, пол покрывался циновками. Очаг, надочажная цепь, зола считались священными, неуважение к ним влекло кровную месть и, наоборот, если даже убийца хватался за надочажную цепь, он получал права родственника. Надочаж-ной цепью клялись и проклинали. Хранительницей очага считалась старшая женщина. Очаг делил комнату на муж. и жен. половины. Шерстяные ткани были нескольких сортов. Высшего качества считалась ткань "исхар" из шерсти ягнят, низшего - из шерсти дойных овец. Не позднее 16 в. Ч. было известно произ-во шёлка и льняного полотна. Традиц. одежда имела много общего с общекавк. костюмом. Муж. одежда - рубаха, штаны, бешмет, черкеска. Рубаха - туникообразного покроя, воротник с разрезом спереди застёгивался на пуговицы. Поверх рубахи надевали бешмет, подпоясанный поясом с кинжалом. Черкеска считалась праздничной одеждой. Черкески шились отрезными но талии, расклёшенными книзу, до пояса застёгивались металлич. застёжками, на грудь нашивались газырницы. Штаны, суженные книзу, заправлялись н ноговицы из сукна, сафьяна или овчины. Зимняя одежда - овчинная шуба, бурка (верта). Муж. голов, уборами были высокие, расширяющиеся кверху папахи из ценного меха. Пастухи носили меховые шапки. Имелись и войлочные шляпы. Шапка считалась олицетворением мужского достоинства, сбивание её влекло кровную месть. Осн. элементами жен. одежды были рубаха и штаны. Рубаха имела тупикооб-разный покрой, длину иногда ниже колен, иногда - до земли. Ворот с разрезом на груди застёгивался на одну или три пуговицы. Верх. одеждой был бешмет. Праздничной одеждой служила
Реферат опубликован: 6/01/2008