Страница: 9/24
Основной причиной спада стало в последние годы сокращение объемов производства сельскохозяйственной продукции. Так, поголовье большого рогатого скота в 1996 г. по сравнению с 1990 г. уменьшилось в 1,6 раза, свиней — в 1,7, овец в 2,7 раза. Это стало фактором снижения объемов продажи скота и птицы всеми категориями хозяйств заготовительным организациям в 5,3, а молока — в 4,5 раза.
На протяжении последних лет осуществление мероприятий по дальнейшему реформированию экономики привело к некоторому замедлению темпов спада производства продукции сельского хозяйства.
На 1 января 1997 г. во всех категориях хозяйств насчитывалось 15,3 млн. голов большого рогатого скота, или на 13% меньше, чем на 1 января 1996 г., свиней — на 11,2 млн. голов (или на 15%), овец на 3 млн. голов (или на 26%), птицы всех видов — на 130,6 млн. голов (или на 13% меньше). Хозяйствами всех категорий в 1996 г. получено 2,1 млн. т мяса в забойной массе, которая на 8% меньше, чем в 1995 г., 15,8 млн. т молока, или на 8,4% меньше. Значительный спад поголовья скота и производства продукции животноводства допустили хозяйства общественного сектора, в которых поголовье большого рогатого скота сократился на 15,6%, свиней — на 22,6, овец и коз — на 36, птицы всех видов — на 36,7%. К тому времени в хозяйствах частного сектора мяса и молока получено соответственно на 3,4 и 4,2% больше. Низкой остается производительность животных.
Отрицательная тенденция сокращения производства продукции сельского хозяйства в общественном секторе влияет на работу предприятий пищевой промышленности. Заготовительным и перерабатывающим предприятиям продано 0,9 млн. т живой массы скота и птицы, которая на 23% меньше, чем в 1995 г., 4 млн. т молока и молочных продуктов, или на 34% меньше. В то же время увеличились объемы реализации животноводческой продукции по другим каналам. Через собственные торговые предприятия продано 29% общего количества скота и птицы, 16% молока и молочных продуктов. За бартерными соглашениями реализовано 13% общего числа скота и птицы, экспортировано около 1 млн. т семя подсолнуха.
Значительно увеличились цены на продукцию сельского хозяйства, которое влияет на рост отпускных цен продуктов питание. За 1996 г. цены на продукцию растениеводства повысились в 1,7, а животноводства — в 1,5 раза.
Следует отметить, что кризис привел к сокращению выпуска, прежде всего самых необходимых в физиологическом отношении продуктов питания — мяса, молока и продуктов их переработки. Количество белков в пищевом рационе населения уменьшилось в среднем почти на 20% против минимальной физиологической нормы. Сравнительно с 1990 г. потребление мяса и мясопродуктов, включая сало и субпродукты, снизилось с 68 до 36 кг, молока и молокопродуктов в перерасчете на молоко — из 373 до 230, овощей —из 102 до 86, фруктов и ягод — из 47 до 37 кг. Одновременно увеличился удельный вес продуктов углеводной группы, которая для семей с низким уровнем доходов превышает 70%. Уменьшилось также употребление картофеля со 141 до 121.
Итак, продолжается спад структуры питания широчайших слоев население.
В зарубежных странах показатель потребления на душу населения значительно выше. Если учитывать сало, жир, субпродукты отношение употребления мяса в США составляет 1:3, а на хлеб и картофель приходится 46% дневного рациона, на мясо в - США — соответственно 20 и 25%. Разная экономическая доступность его купли. Чтобы 1 кг мяса, украинскому гражданину нужно работать в 10-12 раз больше чем американцу.
Снижение уровня производства продовольственной продукции и ее потребления привела к этому, а также несовершенная налоговая система, количество налогов, которые определяют начисления значимости продукции для хозяйства и потребителей, и большие так называемые торговые накрутки вызвали повышение цен, подорвали развитие продовольственной базы, искусственно снизили спрос на количество продуктов. Пищевая промышленность оказалась в сложном положении. В большинстве стран с развитой экономикой на продовольственные продукты первой необходимости ставки налога на добавленную стоимость значительно меньше или отсутствуют. Например, у производителя товаров и услуг первой необходимости и продовольствия, лекарства используется ставка налога - 5,5%, дальше по мере повышения 7, 18,6 и 33,3% (предметы роскоши). Сокращение реализации продукции влияет также на потерю внешних и внутренних рынков
Реферат опубликован: 8/10/2009