Страница: 16/28
Статистический анализ выхода, продукции животноводства
Основными задачами анализа продукции животноводства является изучение ее объемов по сравнению с потребностью, платежеспособным спросом, планами и договорами, изменений объемов в пространстве и во времени, а также оценка влияния на выход продукции комплекса факторов. Это предполагает применение системы относительных показателей и комплекса методов статистического анализа влияния факторов.
По стране в целом, регионам, социальным секторам, типам предприятий и другим совокупностям могут сравниваться абсолютные показатели производства продукции животноводства по видам и в целом, а также относительные показатели ее выхода на 100 га земельных угодий. Последние важны для обеспечения сопоставимости, особенно ес.1и неодинаковы или изменяются размеры сравниваемых совокупностей. Так, например, производство .мяса в убойном весе на сельскохозяйственных предприятиях сократилось с 1990 по 1995 г. с 7.0 до 2.7 млн т. или на 61.4%, а в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий с 34,6 до 17,5 ц. или на 49,6% при одновременном сокращении обшей их площади на 23,7%. Передача земель крестьянским и личным подсобным хозяйствам населения послужила основой для увеличения у них общих объемов производства.
Анализ выхода продукции животноводства по факторам предполагает учет численности и продуктивности животных. потребления кормов и их окупаемости, качества стада, условий содержания и других зоотехнических мероприятий. Общую схему и последовательность анализа выхода продукция в целом и в расчете на 100 га сельскохозяйственных угодий можно представить следующим образом:
1. Выход продукции отдельного вида Wi(молока, яиц, шерсти) зависит непосредственно от численности Si(или плотности на 100 i-a) поголовья и продуктивности 1 головы уi т.е. Wi = S i• уi
По группе однородных видов продукции, например продукции выращивания крупного рогатого скота, свиней, птицы и т.п общий выход также зависит от численности животных Si и их продуктивности уi: W= åSi • уi
2. Co стороны материальных факторов выход продукции W определяется в первую очередь объемом потребляемых кормов Q и их окупаемостью V — выходом продукции на единицу корма: W = Q • V. При рассмотрении показателя, обратного окупаемости кормов, — затрат кормов на единицу продукции животноводства К - отношение составит W = Q/K. Степень влияния каждого фактора может быть оценена путем расчета индексов объема и окупаемости кормов или методом разложения составного показателя W = Q • V.
3. Общий объем потребляемых кормов Q представляет собой сумму кормов собственного производства и покупных. Производство кормов зависит, как отмечалось выше, от размера кормовой площади и средней продуктивности 1 га. анализ которых является задачей статистики растениеводства,
4. Объем потребляемых кормов в животноводстве распределяется по отдельным видам и группам животных. Масса кормов, выделяемая на производство молока, яиц, говядины, свинины и др., зависит от общей обеспеченности кормами и уровня специализации, выражаемого долей кормов , используемых для производства продукта Например, для производства молока на сельскохозяйственных предприятиях России в 1995 г. выделялось 39,9% всех кормов по сравнению с 36,3% в 1990 г.,
Распределение кормов между видами животных зависит от комплекса факторов: спроса на продукцию, эффективности производства, состава кормов, уровня обеспеченности ими, природных условий, наличия животных и др. При наличии больших площадей естественных угодий и преобладании в общем потреблении пастбищных, грубых и сочных кормовпредприятия и хозяйства будут специализироваться в первую очередь на овцеводстве и скотоводстве. Свиноводство и птицеводство требуют развитого производства зерна и комбикормовой промышленности, увеличения потребления покупных кормов.
Реферат опубликован: 23/10/2006