Страница: 11/35
· облигации с фиксированным доходом на все время займа (в 1995 г. было 12 выпусков);
· облигации с переменным (плавающим) доходом (купоном), который изменяется в зависимости от колебаний ставки процента, избранного в качестве ориентира (43 выпуска);
· дисконтные (бескупонные). Сюда относятся краткосрочные бескупонные обязательства типа ГКО. Они облегчают техническую сторону дела, избавляют от необходимости проводить регулярные выплаты процентов (12 выпусков);
· беспроцентные облигации, процент не начисляется вообще, а доход складывается за счет разницы в курсовой стоимости, образуемой при продаже облигаций на вторичном рынке или эмитенту по возросшей индексированной номинальной стоимости (24 выпуска) /37, № 6, с. 42/.
b) Натуральная (неденежная) форма имеет следующие варианты погашения:
· жильем, т. е. квартирами. Облигации в таком случае имеют как бы двойственное выражение номинала - в рублях и кв. метрах жилья - и по сути представляют обязательство предоставить инвестору определенное количество кв. метров жилья при условии накопления необходимого количества бумаг, соответствующего площади квартиры. Подобные займы выпускались или выпускаются Самарской, Ульяновской, Оренбургской, Новгородской областями и Чувашской республикой, Республикой Татарстан;
· установкой телефонных номеров;
· землей;
· ценными бумагами, в том числе путем обмена облигаций на акции предприятий или на облигации нового выпуска.
c) Дополнительные розыгрыши призов (лотерей). Так разыгрывались:
· земельные участки;
· вещевые лотереи (в рамках первого Нижегородского областного займа 1992 г. регулярно разыгрывались товары местного производства);
· квартиры;
· дополнительные облигации.
В отдельных случаях использовались различные комбинации форм выплаты дохода по облигациям (например, по условиям выпуска займа Астраханской области 1994 г. предусмотрена выплата доходов как в денежной форме - 60 %, так и в форме розыгрыша товаров и квартир, построенных на средства займа).
Сама процедура выпуска субфедеральных займов достаточно сложна и состоит из ряда этапов:
a) решение администрации об организационных мероприятиях по подготовке и проведению займов;
b) законодательное утверждение основных параметров займа и гарантий по нему в Законодательном собрании;
c) принятие администрацией нормативного документа, регламентирующего порядок, условия, состав участников, сроки проведения займов. К участникам областных займов относятся:
· орган власти - финансовое управление;
· генеральный менеджер займа, которым является финансовая компания, ее функция заключается в разработке проспекта эмиссии, определении покрытия ценных бумаг;
· уполномоченный банк по займу, который управляет средствами фонда погашения, выплачивает доходы, осуществляет погашение ценных бумаг;
· генеральный агент по размещению, который осуществляет первичное размещение ценных бумаг, определяет круг инвесторов, создает рекламу;
· регистратор, который ведет реестр держателей областных облигаций;
· профессиональные участники рынка ценных бумаг: брокеры, дилеры, финансовые институты.
d) принятие администрацией нормативного документа об обеспечении областного займа;
e) заключение администрацией двусторонних и многосторонних договоров между основными участниками займа;
f) подготовка проспекта эмиссии и его регистрация в Минфине РФ.
В процессе выпуска займов задействованы три стороны: эмитент (исполнительный орган власти субъектов РФ), посредник (профессиональный участник фондового рынка) и инвесторы. В редких случаях местные органы власти самостоятельно осуществляют распределение своих облигаций. Это возможно только при небольших объемах выпуска ценных бумаг. В большинстве случаев они прибегают к услугам профессиональных участников фондового рынка.
Возможны три схемы размещения посредниками эмиссии облигаций: на агентских условиях, дилерских и смешанных агентско-дилеровских условиях. В развитых странах широкое распространение получила дилерская схема, когда эмитент сразу продает всю эмиссию одному или нескольким дилерам, которые самостоятельно реализуют облигации. Эта схема взаимовыгодна и для эмитента - всю сумму эмиссии он получает сразу, и для посредника - он получает приличный доход. В России наибольшее распространение получило размещение на агентских условиях. Но российские инвестиционные институты в настоящее время не располагают достаточным капиталом для выкупа большей части выпусков на себя и предпочитают работать за комиссионное вознаграждение, которое может быть от 2 до 10 % от суммы реализованных ценных бумаг.
Реферат опубликован: 16/12/2007