Страница: 12/35
Эмитенты объективно заинтересованы в более полном распространении выпуска облигаций. Поэтому условия не предусматривают ограничения на потенциальных инвесторов. В отдельных случаях ограничения все-таки устанавливаются по различным причинам. Отмечены следующие случаи ограничений:
¨ограничения по участию физических лиц в аукционах по первичному размещению облигаций; к участию в аукционах по первичному размещению обязательств типа ГКО допускаются только юридические лица, отвечающие определенным требованиям;
¨ограничение по количеству облигаций;
¨ограничения по категориям инвесторов;
¨ограничения по территориальному признаку.
Рассмотрим более подробно размещение субфедеральных облигаций на дилерских условиях (андеррайтинг) и на агентских условиях ( в форме аукциона).
a) Андеррайтинг. Если у региона отсутствует кредитная история, что характерно для большинства регионов России, то размещаемые по схеме андеррайтинга ценные бумаги изначально низколиквидны. Низкая ликвидность объясняется недостатком информации о финансовом состоянии эмитента, “нераскрученностью” в средствах массовой информации и в среде потенциальных участников рынка, отсутствует у большинства региональных администраций опыта по обслуживанию долговых инструментов.
Размещение облигаций по схеме андеррайтинга хотя и гарантирует определенный объем размещения, но не создает предпосылок для дальнейшего развития рынка и повышения ликвидности бумаг, т. к. такие бумаги ассоциируются у инвестора с высокорисковыми долговыми вложениями. Схема размещения через андеррайтинг целесообразна, если бумага (заемщик) уже известны на рынке. В противном случае выкуп андеррайтером части или всего объема выпуска по цене, зафиксированной на момент подписания сторонами соответствующего договора, может привести к несоблюдению интересов эмитента и завышению стоимости заимствований.
Обращение выкупленных андеррайтером бумаг приобретает для эмитента вторичное значение, но в связи с необходимостью формирования кредитной истории и соответствующего позитивного восприятия участниками рынка новых финансовых инструментов эмитента необходимо учитывать, что обращение долговых обязательств на внебиржевом рынке или на региональных площадках с малым числом участников требует серьезной, продуманной и обширной рекламы, а, следовательно, это приведет к росту затрат по проекту. Кроме того, в нынешней российской рыночной ситуации андеррайтинг снижает в глазах потенциальных инвесторов рейтинг бумаги, позволяя предполагать несоответствие уровня долговых обязательств эмитента требованиям крупных бирж.
b) Биржевое размещение. Путем формирования цены отсечения на биржевом аукционе биржевое размещение позволяет максимально приблизить доходность размещаемых бумаг к текущей доходности аналогичного финансового инструмента, и следовательно, максимально снизить стоимость заимствований для эмитента. Аукцион дает возможность охватить максимальное число участников. В свою очередь работа, проводимая генеральным агентом среди участников, позволяет еще до аукциона спрогнозировать реальный объем размещения и вероятностную цену отсечения. Появляется возможность успешно сочетать преимущества биржевого размещения и схема андеррайтинга. Система биржевого аукциона облегчает приобретение ценных бумаг инвесторами, позволяет учесть взаимные интересы эмитента и участников рынка, обеспечивает более высокий уровень “паблисити” и выявить реальную степень инвестиционной привлекательности размещаемых ценных бумаг.
Ликвидность и оборот по бумагам на вторичном рынке определяется не только существующим соотношением спроса и предложения, но и эффективностью деятельности маркет-мейкеров по поддержанию вторичных котировок. Такая стратегия позволяет с одной стороны “разогреть” рынок на начальном этапе обращения бумаги в целях стимулирования инвестиционной привлекательности долгового инструмента, а с другой - застраховать бумагу от существенных ценовых колебаний, снижая спекулятивный момент. Организация и управление деятельностью маркет-мейкеров можно осуществляться ведущим менеджером эмиссионной программы.
Реферат опубликован: 16/12/2007