Страница: 18/35
Рассмотрим Нижегородский областной заем 1994 г. По схеме половина средств займа размещалась на депозитах банков-покупателей облигаций под 0,85 от средневзвешенной ставки ЦБ РФ. Вторая половина средств передавалась Нижегородской траст-компании, размещающей средства в высокодоходные финансовые инструменты. Доходы, полученные от финансовых операций, использовались для купонных выплат держателям облигаций из расчета 0,7 ставки ЦБ РФ для покрытия издержек обращения займа и формирования “свободных средств” (прибыли). “Свободные средства” на условиях срочности, платности и возвратности направлялись администрацией области на финансирование реконструкции Нижегородского цирка и производство по обработке алмазов.
g) Промышленные (производственные) инвестиционные займы пока немногочисленны (8 % от общего количества выпусков). Это объясняется отсутствием привлекательных и прибыльных инвестиционных проектов и тем, что в условиях высокого уровня инфляции инвестиции в реальный сектор экономики имеет отрицательную доходность. Эти займы являются довольно крупными - 185 млрд. руб. В общем объеме эмиссии на них приходится 23 % /36, с. 47/. Займы этого типа характеризуются как целевые, смешанного покрытия, среднесрочные, погашаемые в денежной или натуральной формах. Основная цель этих займов - инвестиционная поддержка предприятий, инфраструктурных объектов. Но в условиях общей нестабильности финансового и фондового рынка займы такого типа имеют черты арбитражных. Условиями выпуска этих займов предусмотрено создание различных резервных (страховых) фондов, средства которых подлежат размещению в высокодоходные финансовые инструменты. Подобные займы выпускали Хабаровский край, Тюменская, Ярославская, Рязанская области, Чукотский АО, Республика Северная Осетия.
2.2 Практика выпуска субфедеральных займов различными субъектами РФ
2.2.1 Практика выпуска субфедеральных займов Ярославской областью
Эксперты МВФ полагают, что рассмотренные выше займы отрицательно сказываются на процессе стабилизации национальной валюты. Поэтому одно из условий предоставления МВФ крупного кредита России - отмена налоговых льгот владельцам облигаций субфедерального займа в размере налога на прибыль, причитающегося к уплате в федеральный бюджет. Принятие такого решения будет означать сворачивание рынка субфедеральных бумаг, что в условиях бюджетного дефицита всех уровней приведет к отказу от реализации любых социально значимых региональных проектов.
Выход из сложившегося положения видят в использовании принципиально новой концепции проведения займа, как, например, “Социально-экономическое развитие” администрации Ярославской области. Проспект эмиссии займа был зарегистрирован в Минфине РФ в декабре 1994 г. Для работы над проектом были привлечены специалисты из института экономики РАН, финансовые консультанты из Колумбийского, Гарвардского и Кембриджского университетов. Была предложена классическая западная модель муниципальных займов общего долга, предусматривающая прямое использование привлеченных средств на финансирование социально значимых объектов.
Объем эмиссии - 30 млрд. руб. Четырехкупонные облигации на предъявителя выпускались в наличной форме номиналом 1 млн. руб. Купонная ставка была привязана к ставке рефинансирования ЦБ РФ и не могла быть менее 72 % от последней. Размещение проводилось тремя траншами: в январе - 5 млрд. руб., в феврале - 10 млрд. руб., в марте - 15 млрд. руб. Первичное размещение облигаций осуществлялось генеральным дилером (ярославский филиал финансово-инвестиционной компании “Ренова-Инвест”) на аукционе среди юридических лиц по следующей схеме: генеральный дилер действует на основе агентского соглашения за определенный комиссионный процент и не берет на себя никаких обязательств по приобретению облигаций за свой счет. Согласно правилам аукциона инвесторы подавали конкурентные и неконкурентные заявки. Цены на облигации в заявках указывались не ниже номинала. По итогам сбора заявок комиссия по проведению аукциона определяла минимальную цену и средневзвешенную цену размещения облигаций. Конкурсные заявки, в которых цена предложения оказалась не ниже минимальной цены, удовлетворялись по указанным в них ценах. Неконкурентные заявки - по средневзвешенной цене.
Реферат опубликован: 16/12/2007