Страница: 17/35
- объем выпуска каждого отдельно взятого эмитента небольшие, что недостаточно для формирования высоколиквидного рынка ценных бумаг;
- вторичные торги проводят только по тем выпускам агрооблигаций, первичное размещение которых полностью завершено (их 16);
- крупными держателями агорооблигаций являются зарубежные финансовые институты, которые приобретали их в целях формирования долгосрочных инвестиционных портфелей, а не ради спекуляций на рынке;
- недостаточная информационная открытость данного рынка, связанная с тем, что эмитент, передавая облигации в собственность Минфину РФ, фактически теряет интерес к их дальнейшей судьбе.
¨создание развернутой и максимально доступной инвесторам системы информационно-аналитической поддержки.
d) Условия заимствования еврооблигаций на международных финансовых рынках для эмитентов более выгодны, чем на внутреннем рынке: рынок еврооблигаций высокоорганизован и имеет хорошо отлаженную инфраструктуру; заемные средства, мобилизуемые таким путем являются более дешевыми ресурсами и могут привлекаться на более длительный срок. Размещать свои ценные бумаги на внешнем рынке субъекты РФ могут только с позволения федерального правительства, т. к. оно несет солидарную ответственность по долговым обязательствам регионов.
Документом, регулирующим выпуск еврооблигаций органами власти, является указ президента РФ № 304 от 08.04.97 г. “О выпуске внешних облигационных займов органов исполнительной власти Москвы, Санкт-Петербурга и Нижегородской области”. В соответствии с ним:
¨общий объем заимствований любого из субъекта РФ в пределах бюджетного года не должен превышать 30 % собственных доходов бюджета;
¨расходы на погашение и обслуживание всех видов долгосрочных обязательств не могут составлять более 15 % собственных бюджетных доходов;
¨субъекты РФ должны получить рейтинги от не менее чем 2-х ведущих рейтинговых агентств.
После выпуска ОНЭКСИМбанком еврооблигаций 24 января 1997 г. выявили желание выпустить еврооблигации администрации г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Нижегородской области. Причем ФКЦБ считает необходимым поддержать регионы при их подготовке и выходе на мировой финансовый рынок. Причем необходимо обеспечить сравнительно низкую степень доходности ценных бумаг регионов, сопоставимой с доходностью первого транша российских евробондов (9,25 % годовых), и высокую степень их размещения среди инвесторов, а правительственным органам необходимо не допустить излишней концентрации и перенасыщения мирового рынка российскими ценными бумагами. К настоящему времени Москва и Санкт-Петербург разместили на международном рынке свои еврооблигации на сумму 500 и 300 млн. долларов соответственно. В 1997 г. три региона (Москва, Санкт-Петербург, Нижегородская область) удачно разместили свои еврооблигации. В начале 1998 г. правительство Татарстана осуществляло подготовку к выпуску еврооблигаций. В связи с этим пересматривается снижение границы объема выпуска республиканских краткосрочных облигаций (РКО) с 1,5 трлн. руб. до 1,3 млрд. руб. (с учетом деноминации). Объем эмиссии еврооблигаций составит 300-500 млн. долларов. Планировалось, что до конца 1998 г. Татарстан получит кредитную оценку от рейтинговых агентов Moody’s и Standard & Poor’s. Власти уже выбрали генерального менеджера по размещению и подобрали финансового консультанта - Dresdner Kleinword Benson и Price Waterhouse.
e) Особое место среди субфедеральных займов занимают социально-экологические. Яркий пример их использования - 100-миллиардный займ Ярославской области 1995-1998 гг. Главным его объектом была избрана окружающая среда - очистка волжской воды и воды озера Неро. Займ проводится достаточно успешно, а залогом его удачи стала мощная система гарантирования погашения. Помимо резервного фонда, займ обеспечен областными бюджетами развития 1997 г. на 100 млрд. руб., 1998 г. - на 120 млрд. руб.
f) Арбитражные займы[3] - вторая по численности группа, на их долю приходится 15 % общего количества выпусков, их средний размер - 28 млрд. руб. Их доля в общем объеме эмиссий - 10 % /43, с. 11/. Займы этого вида характеризуются как нецелевые, общего покрытия, среднесрочные, погашаемые в денежной форме (розыгрыши призов). Арбитражные займы могут различаться по декларируемым целям: финансирование социальных программ, промышленно-инвестиционных проектов и т. п. Их жизненный цикл распадается на два этапа. На первом этапе привлеченные в процессе первичного размещения средства направляются в сферу чисто финансовых операций (инвестируются в высокодоходные, высоколиквидные инструменты - ГКО-ОФЗ, банковский депозит) с целью получения прибыли (арбитража). На втором этапе полученная прибыль расходуется на обслуживание займа и финансирование программ в соответствии с проводимыми эмитентом целями. Но до них доходит не более 10 % привлеченных средств. Такая статистика говорит о слабой эффективности и бесприбыльности подобных займов.
Реферат опубликован: 16/12/2007