Страница: 11/54
- покупает или продает государственные обязательства;
- изменяет цену облигаций;
- варьирует условия их продажи;
- различными способами повышает привлекательность последних для частных инвесторов.
3. Регулирование объемов кредитных операций и денежной эмиссии, прежде всего, для воздействия на хозяйственную активность.
Национальный банк Республики Беларусь совместно с правительством ежегодно разрабатывает и проводит единую денежно-кредитную политику в порядке, установленном Конституцией Республики Беларусь и другими законодательными актами.
Основные функции Национального банка составляют:
1) денежно-кредитное и валютное регулирование, а также регулирование внешнеэкономической деятельности и кредитного рынка;
2) выполнение функций центрального депозитария;
3) консультирование, кредитование и осуществление функций финансового агента правительства и местных органов власти, организация совместно с Министерством финансов кассового исполнения республиканского и местного бюджетов;
4) регистрация банков, учет филиалов и представительств банков, выдача им лицензий на совершение банковских операций, надзор за их деятельностью по соблюдению ими безопасного и ликвидного функционирования, организация межбанковских расчетов и кассового обслуживания банков;
5) обеспечение единого порядка бухгалтерского учета и отчетности в банковской системе республики, определение форм и правил организации безналичных расчетов в народном хозяйстве.
Национальный банк пользуется монопольным правом эмиссии на территории Беларуси национальной денежной единицы (20,с.263).
Приоритетными направлениями денежно-кредитного регулирования в 1999 г. являлись: обеспечение обоснованного наращивания денежного предложения, адекватного динамике и структуре показателей развития реального и бюджетного секторов экономики; стимулирование долгосрочного инвестиционного кредитования, поддержание процентных ставок денежного рынка на реальном положительном уровне со снижениемих поминальной величины по мере снижения темпов роста цен; стабилизация валютного рынка и обеспечение устойчивости национальной валюты; качественное, надежное обеспечение расчетно-платежного процесса.
Для удовлетворения экономического оборота расчетно-платежными средствами, исходя из намеченных на 1999 г. объема роста реального ВВП на 3-4 %, ограничения уровня инфляции до 4-5% в среднем за месяц и дефицита государственного бюджета, прирост рублевой денежной массы планировался в размере не более 4,5-5 % в среднем за месяц, а увеличение чистых внутренних рублевых кредитов Национального банка не более 35,037 трлн. р. за год. (26, с. 94)
Контроль за приростом рублевой денежной массы осуществлялся за счет лимитирования прироста чистого внутреннего кредита Национального банка.
Регулирование банковской ликвидности оказывает влияние на структуру банковских ссуд и депозитов, величину денежной массы, уровень рыночной нормы процента. Управление государственным долгом воздействует на распределение ссудных капиталов между частным и государственным секторами, уровень процентных ставок и банковскую ликвидность. Размещение государственных долговых обязательств в банковской системе приводит к увеличению денежной эмиссии, а вне банковской - к ее сокращению.
Итак, существуют три основные направления кредитной политики, между которыми имеется тесная, глубокая взаимосвязь. Поэтому меры, принятые, правительством в данной области, всегда будут носить сложный и неоднозначный характер. Рассмотрим инструменты, с помощью которых, проводя намеченную денежную политику, государство воздействует на кредитный рынок.
Реферат опубликован: 24/05/2007