Страница: 37/54
Национальный банк Республики Беларусь в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 3 апреля 2000 года №162 получил право налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 минимальных заработных плат за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам; требовать отстранения руководителя банка от занимаемой должности в случае неоднократного нарушения (два и более раза в течение года) этим банком установленных Национальным банком экономических нормативов и неисполнения нормативных правовых актов, повлекших неплатежеспособность банка либо создавших угрозу интересам вкладчиков и кредиторов банка.
К руководителям банков, в которых выявляются нарушения банковского законодательства, Национальный банк применяет в полном объеме право назначения внеочередной аттестации на профессиональную пригодность. Повышается внимание Национального банка к уровню работы высшего и среднего управленческого персонала таких банков, организации внутреннего контроля в нем, к достоверности учета и отчетности. Оценку уровню управления в этих банках дают специально направляемые в них проверки.
Банковский сектор с социальной, общественной точки зрения это сектор повышенного риска. У руководства банков не должно быть чувства безнаказанности или иждивенчества по отношению к банковскому сообществу, Национальному банку или государству.
Третьим фактором, повышения надежности банковской системы является готовность населения хранить свои сбережения в белорусских банках.
Рост вкладов физических лиц в банках республики устойчиво продолжается. За январь май 2000 года вклады населения увеличились на 93,4 млрд. рублей, в том числе на 28,2 млрд. рублей в национальной валюте, в свободно-конвертируемой на 26 млн. в эквиваленте долларов США. В итоге вклады населения составили на 1 июня текущего года 184,8 млрд. рублей, в том числе в национальной валюте 55,1 млрд. рублей, в иностранной валюте 227,6 млн. в эквиваленте долларов США (60,с.117). Это существенный (прежде всего в отношении иностранной валюты) источник ресурсов для белорусских банков, расширению использования которого необходимо всемерно содействовать. Работа в этом направлении ведется
С активным участием центрального банка нашей страны, ряда других министерств и ведомств закончена разработка проекта Закона Республики Беларусь «О гарантировании возврата банковских вкладов физических лиц». Цель данного проекта обеспечение гарантии физическим лицам по возврату их денежных средств, размещенных во вклады в банках, в тех случаях, когда банк самостоятельно не в состоянии исполнить свои обязательства перед гражданами. Механизм реального гарантирования государством защищенности вкладов физических лиц в банках от возможных банкротств, предлагаемый в законопроекте, позволит повысить авторитет национальной банковской системы в глазах вкладчиков. В итоге это должно обеспечить привлечение в экономический оборот значительного объема денежных средств, сосредоточенных у населения республики.
В соответствии с проектом закона гарантом возврата вкладов от имени государства должна стать специализированная организация Государственная резервная корпорация гарантирования возврата банковских вкладов в банках.
В случае принятия этого закона в Беларуси будет создана система защиты вкладов населения, отвечающая, с одной стороны, экономическим возможностям страны, с другой международным рекомендациям по обеспечению сохранности вкладов физических лиц. Система на более высоком уровне продолжит выполнение той экономической и социальной функции, которую в настоящее время выполняет Гарантийный фонд защиты вкладов и депозитов физических лиц при Национальном банке Республики Беларусь.
Реферат опубликован: 24/05/2007