Страница: 45/54
Белорусская банковская система пока не интегрирована в глобальную банковскую сеть. Масштабы банковских операций ограничены недоверием к белорусским коммерческим банкам как со стороны населения, так и со стороны иностранных банков.
Социологические опросы населения показали, что по уровню доверия к социально-экономическим институтам белорусские коммерческие банки разделяют тридцать четвертое место с милицией. Население не доверяет ни банкам, ни милиции.
Иностранные банки плохо знают финансовую и банковскую систему Беларуси, но не доверяют последней, поскольку белорусская банковская система имеет низкий мировой рейтинг. В мировых рейтингах преобладает политический и субъективный аспект. По объективному макроэкономическому показателю отношению величины внешнего долга к ВВП Беларусь выглядит лучше, чем Латвия, Литва и Россия (62,с.46).
Положение белорусской банковской системы усугубляет ограниченность финансовых и материальных ресурсов страны. В результате белорусские банки не имеют возможности выбирать партнеров, принимают тех, кто предлагает контакты. Контакты в основном предлагают иностранные банки, работающие по заданию клиентов или осуществляющие мониторинг экономической конъюнктуры.
Мониторинг, как правило, начинается с оценки законодательства. По этому поводу стоит процитировать Конфуция, который говорил: «Когда я приезжаю в страну, меня не интересуют, какие в ней законы меня интересует, выполняются ли они». Законов в Республике Беларусь так много, что их просто невозможно обозреть. И стране априорно присваивается высокий экономический риск. Необходим единый «Закон о валютном регулировании». Закон должен быть унифицирован с международным законодательством. Унифицированный закон будет легче объяснить иностранным партнерам.
Иностранные банки часто отказываются от кредитования проектов в Беларуси, поскольку предварительный мониторинг и экспертиза проектов занятие очень дорогое. Например, из 2,2 млн. USD, выделенных Всемирным Банком на техническую помощь Беларуси 1,9 млн. USD пошло на оплату экспертов. Средняя величина затрат на эксперта составляла 1 тыс. USD в день. Эксперты в Юго-Восточной Азии получали уже 10 тыс. USD в день (62,с.47). Что лучше сразу кредит и покупка техники или предварительно дорогостоящая экспертиза? Для наглядности можно привести такой пример: Уже десять лет оборудование, поставленное для ликвидации последствий Чернобыля, стоит без дела, поскольку предварительно не было выявлено, какая нужна техника. Кроме того, не были подготовлены специалисты для ее обслуживания.
В соответствии с концепцией социально-экономического развития Республики Беларусь стратегической целью государства на 2001 - 2005 годы является повышение благосостояния народа путем сбалансированного и устойчивого экономического роста. В основу экономической политики страны положен принцип концентрации материальных, финансовых и интеллектуальных ресурсов государства на ограниченном числе приоритетных направлений (точек роста), определенных с учетом геополитического и географического положения Республики Беларусь.
Реализация данной стратегии потребует от Правительства, вероятнее всего, дальнейшего сокращения темпов инфляции, повышения инвестиционной активности, обеспечения роста доходов населения.
При этом в зависимости от степени активизации мер по стимулированию внутреннего спроса можно рассматривать два варианта возможного развития экономики до 2005 года.
По первому варианту (наиболее вероятный) среднегодовой уровень инфляции может составить 30%, а ВВП возрасти реально на 5-7% в среднем за год.
Реферат опубликован: 24/05/2007