Страница: 40/54
Повышение прозрачности банков осуществляется для следующих целей: ориентации юридических и физических лиц при выборе ими обслуживающего банка; стимулирования конкуренции на рынке банковских услуг; снижения возможного материального ущерба для кредиторов, вкладчиков, клиентов в результате рискованной деятельности банков. Все это должно дать существенный экономический и социальный эффект. Как минимум, повышение уровня информационной прозрачности белорусских банков создаст более благоприятные условия для принятия отечественными и зарубежными инвесторами положительных решений по инвестированию средств в банковскую систему нашей страны и тем самым поспособствует укреплению ее стабильности.
Понятие "реинжиниринг бизнес-процессов" (БПР-Business process reengineering) возникло примерно в 1990 г., и с тех пор вызывает активный интерес специалистов в области менеджмента и информационных технологий. С 1994 г. в США проводятся ежегодные конференции по БПР. В настоящее время БПР взят на вооружение почти всеми ведущими компаниями мира. В частности, по данным фирмы Ernst & Young, 100 крупнейших банков Северной Америки затратили в 1997 году около 2,9 млрд. долл. США на реинжиниринг своих подразделений. За последние полтора года правительство США начало более 200 проектов по реинжинирингу.
Необходимость реинжиниринга обосновывается высокой динамичностью современного делового мира. Непрерывные и довольно существенные изменения в технологиях и потребностях клиентов стали обычным явлением, и банки, стремясь выжить и сохранить конкурентоспособность, вынуждены непрерывно перестраивать свою стратегию и тактику.
Решением проблемы является система базовых принципов организации банка и переход к ориентации не на функции а на процессы. Из всех концепций менеджмента, основанных на процессах, БПР рассматривается как наиболее эффективная концепция. Майкл Хаммер, автор термина "реинжиниринг", считает появление БПР революцией в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения банка, предложенных 200 лет назад А. Смитом, и превращает конструирование банковского бизнеса в инженерную деятельность.
Возможность такой революции обусловлена в первую очередь новейшими достижениями в области информационных технологий.
Важность БПР возрастает в связи с тем, что, во-первых, он "беспартиен", т.е. он необходим любому банку, вне зависимости от рода его деятельности, и, во-вторых, БПР необходим для больших, средних и даже маленьких банков.
Понятия "инжиниринг бизнеса" и "реинжиниринг бизнеса" имеют существенные различия, которые можно удобно использовать для того, чтобы дать общую характеристику реинжиниринга. Вначале рассмотрим инжиниринг. Инжиниринг банковского бизнеса - это набор приемов и методов, которые банк использует для проектирования бизнеса в соответствии со своими целями. Необходимость проведения инжиниринга можно пояснить следующим образом. Наиболее фундаментальная движущая сила каждого банка - потребность улучшения своего финансового положения. Говоря проще, банк должен делать деньги.
Инжиниринг банковского бизнеса представляет собой множество методик, используемых для проектирования бизнеса, удовлетворяющего заданным целям банка. Эти методики включают:
- пошаговые процедуры для проектирования бизнеса;
- систему обозначений (язык), описывающую проектирование бизнеса;
Реферат опубликован: 24/05/2007