Страница: 14/54
Первый этап реформы послужил базой для построения в республике банковской системы, соответствующей мировым требованиям.
С 1991 г. осуществляется второй этап реформирования банковской системы - строится двухуровневая банковская система.
В соответствии с законами "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской деятельности в РБ" банковская система включает два уровня: Национальный банк и коммерческие банки. Коммерческие банки в республике являются универсальными. Нацбанк выполняет функции, свойственные центральным банкам. Это - разработка и проведение денежно-кредитной политики, денежно-кредитное и валютное регулирование, эмиссия денег, выполнение функций финансового агента и др. (26, с . 4)
Коммерческие банки выполняют такие классические функции, как кредитование, расчеты, аккумуляция денежных средств.
Получают развитие и новые виды услуг: трастовые операции, операции с ценными бумагами и др.
В соответствии с Конституцией Республики Беларусь Нацбанк является центральным банком органы.
Исполнительным коллегиальным органом Нацбанка является Совет директоров во главе с председателем правления Нацбанка, который избирается сроком на б лет.,
Нацбанк имеет право издавать нормативные акты, предписания, обязательные для исполнения всеми субъектами хозяйствования и коммерческими банками после их регистрации в Минюсте.
Перед Нацбанком стоят следующие ответственные задачи: регулирование денежного обращения с целью обеспечения устойчивости национальной валюты, координация денежно-кредитной сферы; оказание помощи кредитным учреждениям в их развитии.
Нацбанк не несет ответственности по обязательствам Правительства РБ, также как и Правительство не отвечает по обязательствам Нацбанка. Нацбанк является юридическим лицом. Он имеет уставный, резервный, инвестиционный и другие фонды- Их размеры и порядок образования регулируются Уставом банка.
Большинство экономистов рассматривают кредитную политику как неотъемлемую часть любой экономической политики. В пользу этого можно привести несколько конкретных доводов.
1. Быстрота и гибкость. Но сравнению с фискальной кредитно-денежная политика может быстро меняться.
2. По своей природе кредитно-денежная политика мягче и консервативнее в политическом отношении, чем фискальная. Изменение государственных расходов непосредственно влияет на перераспределение ресурсов. В то же время кредитно-денежная политика, наоборот, действует тоньше, а потому представляется более приемлемой в политическом отношении.
3. Монетаризм, представители которого аргументировано доказывают, что изменение денежного предложения и количества денег в обращении - ключевой фактор определения уровня экономической активности и фискальная политика относительно неэффективна.
Однако следует признать, что кредитно-денежная политика имеет определенные недостатки и в реальной действительности сталкивается с рядом сложностей.
Как известно, коммерческие балки являются учреждениями, которые но могут функционировать изолированно от экономической среды. Это вытекает из их предназначения как финансовых посредников, соединяющих косвенным образом заемщиков и кредиторов. Поэтому неудивительно, что неудовлетворительное состояние производства, нарушение хозяйственных связей, падение уровня жизни являются одним из факторов, определяющих состояние банковской системы Республики Беларусь.
Государство, в первую очередь заинтересованное в поддержании безупречной репутации банков, устанавливает им определенные ограничения, нормативы, как обязательные для исполнения, так и рекомендательные, которые регулируют- деятельность банков с целью обеспечения их надежности, ликвидности, платежеспособности.
Реферат опубликован: 24/05/2007