Страница: 35/54
Что касается других небанковских кредитно-финансовых институтов, то в большинстве своем они не получили значительного развития в республике.
Немногочисленные инвестиционные фонды, созданные на волне чековой приватизации, в основном не действуют. Они либо обладают малой активностью в силу того, что чековая приватизация так и не получила серьезного развития в Беларуси (фактически она была приостановлена), либо вообще разорились или закрылись из-за своей неперспективности.
Финансовые компании не многочисленны и действуют на основе постановления Совета Министров и Национального банка "Об утверждении временного положения о небанковских финансовых организациях в РБ" от 23 июля 1996 года.
Ряд инвестиционных фондов и финансовых компаний строили свою деятельность не на коммерческой основе, а по принципу пирамиды, что вызвало волну их банкротств и серьезные претензии со стороны хозяйствующих субъектов и населения.
Другие структурные элементы кредитной системы, характерные для большинства промышленно развитых стран, не получили развития в Беларуси. Это касается пенсионных фондов, трастовых компаний, благотворительных фондов, ссудо-сберегателъных ассоциаций, кредитных союзов и т.д.
Все это говорит о том, что многие стороны деятельности кредитно-финансовых учреждений и развитие кредитной системы в целом в республике нуждается в дальнейшем совершенствовании.
Экономический анализ показывает, что первым фактором и показателем устойчивости банка является уровень его капитала. Недостаточная капитализация банковского сектора характерна для многих государств с переходной экономикой. Как правило, банковские системы в таких странах развивались в последнее десятилетие значительно быстрее, чем возникали источники реального денежного капитала для формирования средств банков. Национальный банк Республики Беларусь учитывает это обстоятельство и последовательно проводит политику, направленную на повышение капитализации банковской системы нашей страны.
Совокупный уставный фонд составляет основу капитала банковской системы государства. Поэтому Национальный банк постоянно проводит работу, связанную с наращиванием банками уставных фондов, осуществляя контроль за выполнением банками соответствующего норматива.
Из 28 функционировавших на 01.07.2000 банков 22 имели уставные фонды, сформированные в размере, отвечающем требованиям Национального банка (26,с.325). Их величина достигает приемлемых по международным стандартам уровней (свыше 2,0 млн евро для белорусских и свыше 5,0 млн евро для совместных банков, где доля иностранного капитала превышает 20% уставного фонда). Об эффективности проводимых мер свидетельствует следующий факт. Количество банков, выполняющих норматив минимального уставного фонда, в три раза больше, чем 2 года назад.
За пять месяцев 2000 года номинальный объем уставных фондов банков республики увеличился на 2,2 млрд рублей и на 01.06.2000 составил 102,0 млрд рублей. Вместе с тем за этот же период размер уставных фондов банков в эквиваленте евро снизился на 28,6% и составил 258,5 млн евро, что стало проявлением одного из отрицательных воздействий инфляции на банковскую систему страны.
В текущем году перед банками Беларуси поставлена задача обеспечить реальный прирост собственных капиталов не менее чем на 10% (40,с.36). За январь май 2000 года реальный (с учетом инфляции) объем собственного капитала банковской системы республики увеличился на 12,6% (тем не менее снижение наблюдается у 3 банков), в то время как номинальный возрос на 84,3 млрд. рублей (или на 63,2%) и на 01.06.2000 составил 217,8 млрд. рублей. Рост существенный, но не настолько, чтобы уверенно превзойти темпы инфляции. Об этом свидетельствует следующий факт. Размер собственных капиталов банков в эквиваленте евро на 01.06.2000 составил 406,2 млн. евро, в начале года он был несколько выше и равнялся 413,5 млн. евро.
Реферат опубликован: 24/05/2007