оПНЕЙР ЛЕПНОПХЪРХИ ОН ЯНГДЮМХЧ ЯРПЮУНБНИ ЙНЛОЮМХХ

яРПЮМХЖЮ: 5/74

Широкое развитие рыночных отношений с 1986 г. существенным образом изменило положение дел в страховании — в СССР стали появляться и развиваться независимые, негосударственные коммерческие страховые организации. Первый этап становления нового российского коммерческого страхования приходится на 1988-1992 гг. Он начался с появлением первых страховых кооперативов и характеризовался взрывным развитием страхового рынка. При этом в России отсутствовала какая-либо правовая база и государственное регулирование страховой деятельности. Для этого этапа становления рынка характерно практически полное отсутствие у страховщиков достаточных уставных капиталов и иных собственных средств.

Специфика первого этапа становления страхования в целом определялась экономической обстановкой эпохи «первоначального накопления капитала», когда новые экономические институты — банки, биржи, страховые компании  в основном являлись паразитическими финансовыми надстройками над нерыночной, все еще во многом плановой экономикой. Число компаний, которые в действительности предоставляли своим клиентам классическую страховую защиту, в гот в было крайне невелико. В основном оно ограничивалось страховщиками из системы «Госстраха» и компанией «Ингосстрах» — бывшими монополистами в осуществлении страховых операций соответственно, на внутреннем и внешнем рынках.

Второй этап развития российского страхования в 1993-1995 гг. можно назвать периодом относительно цивилизованного экстенсивного роста: начало связано с образованием Росстрахнадзора как органа государственного регулирования страховой деятельности и с принятием первого в истории России Закона «О страховании». Вступление в силу этого закона в начале 1993 г. изменило ситуацию на страховом рынке. Были точно определены основные параметры страховой деятельности и требования к надежности страховщиков.

Если говорить о количественном росте числа действующих страховщиков, то 1993—1994 гг. были отмечены бурным ростом числа компаний. В течение 1995г. количество страховщиков практически не менялось — по данным на конец 1995 г. их было 2217, в последующие годы их количество только сокращалось.

Что касается тенденций развития страхового рынка, то второй этап его становления характеризовался продолжением экстенсивного роста на направлениях, имеющих мало общего с классическим страхованием — в первую очередь, за счет «зарплатных» схем, а также широким развитием системы обязательного медицинского страхования (ОМС).

Обязательное страхование присутствует во всех страховых системах в мире. Однако Россия привнесла в эту сферу свою специфику. В западной экономике основу обязательного страхования составляет страхование гражданской ответственности автовладельцев, страхование ответственности предпринимателя (например, в Бельгии) или страхование ответственности охотников (в Испании). В России — это уже упомянутое ОМС за счет внебюджетных фондов, страхование сотрудников силовых структур (армия, милиция и др.), страхование пассажиров.

Вторую разновидность обязательного страхования — страхование сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих за счет бюджетных средств — тоже с большой натяжкой можно назвать страхованием. Вместо процесса страхования имеет место выплата компенсаций государственным служащим и военным через частные компании, выполняющие функции кассовых центров. Порочность такой системы в том, что и для страхователя, и для страховщика перестают играть роль параметры

Рубежом, отмечающим окончание второго этапа развития российского страхования, является изменение режима налогообложения страховой премии, выплачиваемой предприятиями по краткосрочному страхованию жизни своего персонала. Установление взносов в Пенсионный фонд с премии, выплачиваемой предприятиями по договорам страхования жизни своих сотрудников, резко ограничило распространение псевдострахования с применением договоров краткосрочного страхования жизни . В связи с этим с первой половины 1996 г. большинство страховых компаний были вынуждены свернуть «зарплатное» страхование жизни. Прирост объема страховой премии по добровольному личному страхованию в 1996 г. не только не превысил уровня инфляции, как это было в предыдущие годы, он вообще оказался отрицательным. Падение сбора премии по «зарплатному» страхованию привело к тому, что доля страхования в ВВП в 1996 г. заметно упала по сравнению с 1995 г.

пЕТЕПЮР НОСАКХЙНБЮМ: 11/03/2009