Страница: 11/35
Объективные факторы труда - характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности - обуславливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовленности работников.
С позиции профессиональной необходимости и целесообразности процесс физического воспитания несомненно должен решать задачи развития профессионально важных физических способностей, направленно развивать конкретные для данной профессии ключевые физические качества.
25. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт.
Материальное и духовное благосостояние членов общества (независимо от социальной формации) находится в прямой зависимости от многих качеств, которыми наделены граждане этого общества. Среди них немалую важность представляют физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и волевые качества (воля, решительность, настойчивость, целеустремленность). Создание материальных и духовных ценностей, производственный процесс и производственные отношения обеспечиваются деятельностью людей - личностей, от которых зависит эффективность процесса создания материальных благ, а, следовательно, и благосостояние общества.
Огромную роль в формировании таких людей играет физическое воспитание, физическая культура и спорт. Одной из важных ее функций является формирование и воспитание личности.
Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формулируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в её целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психологического и социального развития личности.
В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:
материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);
физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества физическая подготовленность);
социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции),
психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);
культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).
Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, познавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую активность.
Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности (табл. 1 1).
Таблица 11 Ценностные ориентации студентов
в физкультурно-спортивной деятельности, %
Ранг |
Ценностные ориентации |
Эмоциональная основа |
Рациональная основа | |
Чго в физической культуре и спорте вам нравится? |
Какую пользу для себя вы видите в физической культуре и спорте? | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |
1 |
Физическое Я |
13,8 |
41,1 | |
Caмоактулизация |
38,4 |
6,9 | ||
Морально-волевые качества |
7,5 |
13,1 | ||
Функциональное содержание |
19,2 |
10,8 | ||
Чувство долга |
2,2 |
0,9 | ||
2 |
Общение |
4,7 |
4,6 | |
Cоциальное признание |
0,4 |
5,1 | ||
Красота |
0,8 |
1,0 | ||
3 |
Знания |
2,0 |
5,9 | |
Maтериальные ценности |
0,4 |
5,1 | ||
Аспекты сексуального поведения |
0,8 |
1,0 |
Реферат опубликован: 6/02/2010