Вопросы и ответы к экзамену по Физкультуре

Страница: 11/35

Объективные факторы труда - характер двигательных действий и особые внешние условия деятельности - обуславливают специфические воздействия на организм человека. Эти факторы в их конкретном виде определяют и специфические требования той или иной профессии к физической подготовленности работников.

С позиции профессиональной необходимости и целесообразности процесс физического воспитания несомненно должен решать задачи развития профессионально важных физических способностей, направленно развивать конкретные для данной профессии ключевые физические качества.

25. Ценностные ориентации студентов на физическую культуру и спорт.

Материальное и духовное благосостояние членов общества (независимо от социальной формации) находится в прямой зависимости от многих качеств, которыми наделены граждане этого общества. Среди них немалую важность представляют физические качества (сила, быстрота, ловкость, выносливость, гибкость) и волевые качества (воля, решительность, настойчивость, целеустремленность). Создание материальных и духовных ценностей, производственный процесс и производственные отношения обеспечиваются деятельностью людей - личностей, от которых зависит эффективность процесса создания материальных благ, а, следовательно, и благосостояние общества.

Огромную роль в формировании таких людей играет физическое воспитание, физическая культура и спорт. Одной из важных ее функций является формирование и воспитание личности.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые обществу и личности в качестве средств удовлетворения потребностей. Они формулируются в процессе усвоения личностью социального опыта и отражаются в её целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них отражены представления студентов, о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психологического и социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут быть представлены как:

материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и на­выки, физические качества физическая подготовленность);

социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализа­ции, рекорды, победы, традиции),

психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качест­ва, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов рассматриваются как способы, с помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости В структуре физкультурно-спортивной деятель­ности ценностные ориентации тесно связаны с эмоциональными, по­знавательными и волевыми ее сторонами, образующими содержа­тельную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чув­ственную), другие — познавательную, третьи — поведенческую ак­тивность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга цен­ностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятель­ности (табл. 1 1).

Таблица 11 Ценностные ориентации студентов

в физкультурно-спортивной деятельности, %

Ранг

Ценностные ориентации

Эмоциональная основа

Рациональная основа

Чго в физической культуре и спорте вам нравится?

Какую пользу для себя вы видите в физической культуре и спорте?

1

2

3

4

1

Физическое Я

13,8

41,1

Caмоактулизация

38,4

6,9

Морально-волевые качества

7,5

13,1

Функциональное содержание

19,2

10,8

Чувство долга

2,2

0,9

2

Общение

4,7

4,6

Cоциальное признание

0,4

5,1

Красота

0,8

1,0

3

Знания

2,0

5,9

Maтериальные ценности

0,4

5,1

Аспекты сексуального поведения

0,8

1,0

Реферат опубликован: 6/02/2010