Страница: 27/35
включение ритмических и координированных движений в занятия;
переключение на упражнения, развивающие другие, не утомленные работой мышечные группы или двигательные качества;
общеукрепляющие упражнения, упражнения для снятия локального мышечного напряжения, дыхательные упражнения;
релаксационная тренировка;
аутогенная тренировка;
7) «активный отдых», «производственная гимнастика», «физкультурная пауза».
Релаксационная тренировка (по Э. Якобсону). Суть метода заключается в том, что человек принимает удобное положение, а затем ему дают почувствовать точную степень мышечного напряжения всего тела, различных его частей и особенно мышц головы и шеи. Сначала студенту предлагают, например, максимально напрячь мышцы, затем после расслабления снова напрячь мышцы в полсилы, затем в четверть силы от максимального усилия и так до тех пор, пока человек не научится напрягать свои мышцы по желанию с любой интенсивностью. В процессе занятий предлагают также напрячь с различной силой
мышцы различных частей тела и даже отдельные мышцы какой-либо части тела.
Гипотеза методики расслабления Якобсона основана на том, что между мышечной системой и эмоциональным состоянием человека существует прямая зависимость. Как только достигается сознательный контроль над скелетными мышцами, одновременно человек имеет возможность контролировать свое внутреннее эмоциональное состояние.
Аутогенная тренировки И. Шульца. Этот метод заключается в том, что человек должен сосредоточиться на функциях мышечной и автономной (вегетативной) системы и на психическом состоянии. Человеку предлагают расслабиться различными способами и представить мысленно потепление его отдельных частей 'юла (конечностей) или области живота. Ему также помогают научиться регулировать частоту своего пульса и дыхания и вызывать ощущения тяжести в различных частях тела путем мысленного представления соответствующих зрительных образов. Метод предусматривает и другие нуги саморегуляции психических состояний через мысленное представление человеком различных эмоциональных ситуаций, абстрактных предметов и т.п.
Этот метод прошел обширную экспериментальную проверку с объективной регистрацией изменений психофизиологических процессов, происходящих в организме. Так, было обнаружено, что представление тепла в конечностях действительно вызывает их потепление, что частоту пульса можно научиться произвольно менять так же, как и существенно влиять на дыхательную систему.
Установлено, что значительные изменения могут происходить и в величине электрических потенциалов головного мозга.
Цель работы — ознакомиться с простейшими методами регулирования психоэмоционального состояния при занятиях физическими упражнениями и спортом.
В результате усвоения данной темы студенты должны:
знать методы, повышающие и нормализующие психоэмоциональное состояние человека, занимающегося физическими упражнениями;
уметь применять освоенные методики регулирования психоэмоционального состояния организма в практике занятий физическими упражнениями и спортом.
Ход работы. После предварительного изучения рекомендуемой литературы, объяснения и показа приемов, способов выполнения физических упражнений и двигательных действий для достижения результатов изучаемых методов студенты практически при взаимоконтроле воспроизводят тематическое задание под наблюдением преподавателя.
51. Какова методика психической настройки на тренировочное занятие, на отдельное упражнение?
Начинать и заканчивать занятия следует психической настройкой. Перед занятием она должна быть направлена на сосредоточение внимания студентов на словах преподавателя, на формирование у них четкого представления плана занятия, на активизацию их психофизических возможностей и повышение желания заниматься. Последнее особенно необходимо в тех случаях, когда занятия проходят на свежем воздухе в плохую погоду.
Настройка должна носить ритуальный характер и выполняться в одной и той же последовательности. Студенты встают в стойку релаксации: ноги ставятся чуть шире плеч, руки и голова свободно опущены, глаза закрыты, все мышцы расслаблены.
Реферат опубликован: 6/02/2010