Страница: 24/35
49. Из каких частей состоит тренировочное занятие, и каково их содержание?
Учебно-тренировочное занятие строится с учетом реализации методических принципов спортивной тренировки. Оно может состоять из четырех или трех частей.
Из четырех частей строится занятие преимущественно со студентами, не имеющими спортивной квалификации. Такие занятия состоят из вводной, подготовительной (разминки), основной и заключительной частей.
Тренировочные занятия с квалифицированными спортсменами и самостоятельные занятия студентов состоят из трех частей, где две первые части объединяются в одно под названием вводно-подготовительная часть, или разминка.
Вводная часть сводится к организации занятия (построение), созданию у занимающихся рабочей обстановки и психологического настроя на эффективное выполнение задач данного занятия (принцип сознательности и активности)
Разминка обеспечивает преодоление периода врабатывания организма. Она переводит организм занимающихся из состояния сравнительного покоя в деятельное состояние, в состояние готовности к выполнению повышенных физических нагрузок, способствует реализации принципа постепенности.
В основной части выполняются главные задачи, стоящие перед данным занятием.
Заключительная часть направлена на обеспечение постепенного снижения физической активности и приведение организма занимающихся в сравнительно спокойное состояние.
50. Как можно использовать психорегуляцию в занятиях физкультурой и спортом?
методы РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ И СПОРТОМ
Психика или сознание — свойства мозга, в основе которых лежа г высокоорганизованные нервные процессы в коре больших полушарий головного мозга. Все психические процессы имеют рефлекторную природу они возникают как ответ на те или иные раздражения внешней или внутренней среды. Различают психические процессы: а) связанные с познавательной деятельностыо (ощущение, восприятие, мышление, память, внимание и т.д.), б) выражающие отношение человека к окружающим явлениям (различные виды эмоций), в) связанные с волевыми действиями (желания, стремления, полевые усилия и т.д. )
У человека, в отличие oт животных, типологические свойства высшей нервной деятельности рассматриваются с учетом специфических механизмов его мозга — второй сигнальной системы, т.е. словесной сигнализации У человека и животных имеется и общая система сигнализации, при которой организм воспринимает окружающее по предметам и явлениям, непосредственно воздействующим на органы чувств. Она обозначается как первая сигнальная система Исходя из общих законов работы двух сигнальных систем, были установлены типологические различия у людей (И П Павлов) для одних людей характерно преобладание эмоционально-образного мышления, для других — отвлеченного мышления, а для третьих — сочетание этих двух видов характера мышления. Физиологической основой проявления одной из трех разновидностей характера мышления служит преобладание восприятия через первую или вторую сигнальную систему Так, в первом случае (эмоционально-образный характер мышления) преобладает восприятие через первую сигнальную систему — это представители «художественного типа» нервной деятельности. Во втором случае (отвлеченный характер мышления) преобладает восприятие через вторую сигнальную систему — это представители «мыслительного типа» нервной деятельности. В третьем случае восприятие окружающей действительности осуществляется посредством сбалансированных сигнальных систем — это представители «среднего типа» нервной деятельности
Чрезвычайная тренировка одной из сигнальных систем вследствие особых условий жизни может стать помехой для развития другой сигнальной системы в силу отрицательной индукции на нее, т.е. проявления торможения менее тренируемой сигнальной системы. Из этого следует, что спортсмену как человеку, у которого происходит интенсивная тренировка первой сигнальной системы, нужно помнить о необходимости постоянного поддержания высокого уровня деятельности второй сигнальной системы. Целенаправленная высококоординированная мышечная деятельность спортсмена должна быть постоянно под контролем сознания, должна осуществляться осмысленно (формирование и совершенствование двигательного навыка и длительное поддержание тренированности). Нельзя считать, что спортивная нагрузка — это нагрузка только физическая Больше того, чем более глубокая и разносторонняя умственная работ совершается в процессе овладения сложным двигательным навыком, тем более тонкие и сложные регуляторные механизмы вовлекаются в формирование динамического стереотипа двигательного акта Отсюда следует, что правильно организованный тренировочный процесс — это путь к совершенствованию регуляторных механизмов центральной нервной системы и, следовательно, к тренировке свойств нервных процессов.
Реферат опубликован: 6/02/2010