Страница: 31/35
Непосредственная наглядность – это показ двигательного задания самим преподавателем или наиболее подготовленным студентом. Но ее можно дополнить и пособиями, и техническими средствами, и имитационными действиями с помощью предметов, и образными выражениями.
Тренировочное задание может восприниматься не только глазами, но и другими органами чувств. В некоторых спортивных движениях важную роль играет ритм. В этом случае понятие «наглядность» включает в себя и слуховое восприятие, дополняющее зрительное.
Принцип наглядности должен присутствовать не только на этапе первоначального обучения, но и на других этапах технического совершенствования двигательного действия или спортивного мастерства.
Принцип доступности.
Этот принцип обязывает строго учитывать возрастные и половые особенности, уровень подготовленности, а также индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.
Доступность не означает отсутствие трудностей в учебно-тренировочном процессе, а предполагает посильную меру трудностей, которые могут быть успешно преодолены. Занимающийся в этом процессе – не пассивный объект, а активно действующее лицо. Полное соответствие между возможностями и трудностями при мобилизации всех сил занимающихся и означает оптимальную меру доступности.
Таким образом, принцип доступности в практике физического восприятия студентов предусматривает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации. Уровень доступности задания связан с необходимостью преодоления некоторой частью студентов объективных трудностей при достижении установленных программой нормативных требований.
Принцип систематичности – это прежде всего регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха.
Регулярность занятий предполагает рациональное чередование психофизических нагрузок и отдыха. Любая нагрузка имеет четыре фазы: расходование энергии, восстановление, свервосстановление, возвращение к исходному уровню. Вот почему учебные занятия по физической культуре никогда не проводятся в течение двух дней подряд. Кроме того, именно необходимостью соблюдать принцип систематичности объясняется программное требование по дисциплине «Физическая культура» - регулярное посещение всех занятий, предусмотренных учебным расписанием.
Принцип систематичности при проведении учебно-тренировочных занятий во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала.
Принцип систематичности обеспечивает непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок (при соблюдении принципа доступности). При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок. Без обновления упражнений не овладеть широким кругом умений и навыков – координационной основой для освоения новых, более сложных двигательных заданий.
53. Методы физического воспитания.
метод регламентированного упражнения предусматривает:
твердо предписанную программу движений (заранее обусловленный состав движений, порядок повторений)
по возможности точное дозирование нагрузки и управление ее динамикой по ходу упражнений, четкое нормирование места и длительности интервалов отдыха
создание или использование внешних условий, которые облегчали бы управление действиями занимающихся (применение вспомогательных снарядов, тренажеров срочного контроля за воздействием нагрузки)
Этот метод в физкультурно-спортивной практике имеет множество вариантов при общем, едином, целевом назначении: обеспечить оптимальные условия для усвоения новых двигательных умений, навыков или направленное воздействие на развитие определенных физических качеств, способностей.
Реферат опубликован: 6/02/2010