Страница: 26/35
Все физические упражнения связаны с эмоциями, т.е. с различными степенями возбуждения и успокоения, напряжения и разрядки, удовольствия и неудовольствия. Например, быстрый бег сопровождается сильным эмоциональным возбуждением. В спокойном состоянии человек не может бежать быстро. Напротив, спокойная ходьба, требующая плавности и ритмичности, вызывает эмоциональное состояние успокоения.
Активные (стенические) эмоции повышают работоспособность организма; наблюдаются при правильной тренировке, особенно при наличии у спортсмена «спортивной формы». Благодаря им спортсмен испытывает подъем, стремление к победе, к преодолению препятствий, «спортивную злость». Пассивные (астенические) эмоции чаще всего возникают при перетренированности, когда спортсмен чувствует вялость, упадок сил, нежелание тренироваться и пр.
Полевые действия в спорте органически связаны с мышечной деятельностью, требующей физической силы, выносливости, быстроты, ловкости в движениях. В большинстве видов спорта полевые усилия спортсмена направлены на максимальные, а не на сниженные нервно-мышечные напряжения. Волевые усилия и спорте, как правило, отличаются очень большой скоростью реакций и сопутствующих психических процессов (восприятия, мышления, сообразительности и т.д.)
Успешность многих видов спортивной деятельности во многом зависит от точности восприятия различных условий среды, в которых эти действия выполняются. Эти специальные восприятия в практике спорта называют: «чувство воды» — у пловцов, «чувство дистанции» — у боксеров, «чувство времени» — у бегунов, «чувство мяча» — у футболистов и др. Например, «чувство воды» — это весьма тонкое восприятие сопротивления воды при совершении движений в ней. Сопротивление воды воспринимается пловцом с помощью ощущений, полученных при выполнении гребковых движений. Это не только мускульно-двигательные ощущения пловца, но и ощущения давления поды и соприкосновения с ней. Эти и другие специализированные восприятия — показатели совершенства овладения техникой избранного вида спорта — спортсмен может развить в себе, если будет анализировать сложную структуру восприятия, выделять в них наиболее существенные элементы и постарается в процессе тренировки делать их более совершенными, точными, «обостренными».
Известно, что в различных видах спорта требуются различные уровни мобилизации. Даже в одном и том же виде спорта различные действия и навыки требуют для своей реализации различных уровней активации. Исследования, в которых эффективность деятельности сопоставлялась с различными уровнями активации спортсменов на протяжении дня, показали, в частности, что для любых физических усилий существует оптимальный уровень возбуждений. Если этот уровень превышает оптимальный, то результаты спортивной деятельности ухудшаются. Перевозбуждение может ухудшить выполнение недостаточно освоенных движений или заданий, требующих точности.
В показателях активации (психологических, мышечных, физиологических) существуют выраженные индивидуальные различия.
Ожидание предстоящей интенсивной деятельности приводит к изменению уровня возбуждения.
Методы регулирования психоэмоционального состояния. К методам, повышающим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
введение в занятие упражнений на быстроту и ловкость;
включение в занятие элементов спортивных игр, подвижных игр, танцев;
музыкальное сопровождение упражнений во время разминки или танцевальных движений;
метод соревнования (эстафеты) во время проведения занятий;
приглашение болельщиков на соревнования;
хорошее состояние спортивной базы и инвентаря, отвечающее санитарным нормам состояние мест занятий;
сознательный подбор контактов между спортсменами и тренерами, преподавателями для достижения каждым из них оптимального уровня активности;
поощрение за правильно, четко выполненное задание.
К методам, нормализирующим психоэмоциональное состояние, следует отнести:
повышение общей физической подготовки, тренировка на выносливость;
Реферат опубликован: 6/02/2010