Страница: 28/35
Далее преподаватель сосредотачивает внимание студентов на своих словах и старается ввести их в состояние релаксации (расслабления и успокоения). Делать это нужно с помощью следующих словесных формул:
Все внимание только на моих словах .
Руки расслабляются .
Все больше и больше расслабляются руки .
Расслабленные руки .
Руки начинают теплеть .
Все больше и больше теплеют руки .
Плечи теплые ., предплечья теплые ., кисти теплые, кончики пальцев теплые .
Все внимание только на моих словах.
Далее преподаватель четко и коротко в императивном тоне излагает основные моменты плана, занятия. Например:
«сначала бег в равномерном темпе 6 кругов, затем общеразвивающие упражнения и развитие силовых качеств, в заключение—игра в баскетбол».
После этого следует заключительная часть настройки, задача которой—мобилизовать психофизические возможности студентов и повысить желание заниматься. Для этого им предлагается сильно выдохнуть, открыть глаза и одновременно с медленным вдохом через нос согнуть руки в локтях, напрягая мышцы плечевого пояса и туловища (как бы демонстрируя свои бицепсы), и почувствовать их сильными и упругими. При этом с помощью следующих формул внушается, что тело наливается силой и энергией:
Все тело наливается силой и энергией!
Энергия переполняет вас!
Это упражнение выполняется 1-3 раза до четкого ощущения силы и энергии в мышцах. После чего студенты по команде: «Вы на лыжах» встают в стойку лыжника на слегка согнутые ноги и, представляя себя бегущими по лыжне, выполняют попеременные движения руками, как бы отталкиваясь лыжными палками. При этом в такт с этими движениями делаются пружинящие движения на ногах не сходя с места. Предлагается представить себя вбегающим на многолюдный, шумный и пестрый стадион, где предстоит финишировать. Преподаватель эмоционально сообщает, что до финиша остается 20-30 м, а впереди, в нескольких шагах. бежит ваш основной соперник, которого нужно обогнать во что бы то ни стало. Студенты ускоряют движения, учащают с радостной улыбкой и ликованием.
Всего лишь около минуты длится данное упражнение, но и его почти всегда достаточно, чтобы студенты возбудились и им захотелось заниматься. По их отзывам, после настройки организм как бы сам просит работы и жаждет движения. Поэтому они сразу же активно и эмоционально включаются в занятие.
Эффект этого упражнения во многом зависит от яркости и четкости представлений и переживаний предлагаемой ситуации.
Настройку можно усилить за счет упражнений, основанных на выполнении различных поз и движений с эмоциональным воспроизведением определенных звуков.
Например, чтобы вызвать у студентов чувство азарта, воодушевления, желания заниматься, рекомендуем проделать упражнение «прыжок орла». Для этого нужно расставить ноги на ширину плеч, полуприсесть, расправить руки— «крылья» назад—в стороны, растопырить пальцы—«когти», прогнуться и запрокинуть голову, исказить лицо (маска агрессии) и напрячь все мышцы.
Далее преподаватель произносит следующие слова: «Сейчас я буду считать до 10 и под каждый счет вы должны делать амортизирующие движения на ногах, представляя в них сильную стальную пружину, готовую распрямиться и подбросить вас в воздух; при счете 10 нужно сильно выпрыгнуть вверх со взмахом рук и с боевым кличем «а-а».
Это упражнение позволяет мгновенно входить в состояние азарта с желанием двигаться, а значит и заниматься.
Вся психическая настройка занимает от 2-х до 3-х минут. По мере овладения настройкой может сокращаться число словесных формул и упражнений. Эффект настройки обусловлен тем, что при вхождении в состояние релаксации мозг человека становится повышенно внушаем и лучше усваивает поступающую информацию. Это позволяет сформировать у студентов четкую установку на занятие, а с помощью специальных приемов—значительно активизировать их и повысить желание тренироваться.
В тех случаях, когда настройка проводится на воздухе в очень плохую погоду (дождь, холод, мороз), можно начинать ее сразу с короткого изложения плана занятия и тут же переходить к мобилизующей части, минуя введение в состояние релаксации.
Реферат опубликован: 6/02/2010