Страница: 30/35
Для лучшего "вслушивания» в двигателыю-мышечные ощущения, как новые, так и известные, полезно ограничивать число пробных реальных выполнений упражнения. Это создает дополнительные трудности, для преодоления которых необходима большая творческая активность. Систематическая стимуляция этой активности воспитывает у занимающихся умение вызывать соответствующие двигательные представления и готовить себя к каждой попытке выполнения задания. Важно, чтобы мысленное выполнение его выражалось всегда в своеобразном переживании активности с ощущением волевых и эмоциональных усилий.
Мысленное выполнение задания нужно повторить 3-6 раз в зависимости от его сложности. Чем оно сложнее и чем труднее мысленно воспроизводится, тем меньше должно быть число повторений. После мысленного выполнения задания его следует повторить с имитационными движениями и лишь затем приступить к непосредственному исполнению. При этом необходимо обязательно прочувствовать основные фазы двигательных действий в ритме реального выполнения, а при разучивании — в замедленном темпе, иногда с остановкой, акцентируя внимание на главных моментах.
Еще больший эффект получается тогда, когда идеомотор-ная тренировка проводится в состоянии релаксации. Данный метод связан с тем, что если идеомоторное представление о движении происходит на фоне неглубоко дремлющего мозга, то движение Становится более точным, чем после идеомоторной тренировки, проводимой в обычном состоянии. Поэтому занимающийся с помощью психомышечной тренировки должен погрузить себя в состояние релаксации, в котором и будет проводить идеомоторную тренировку.
В тех случаях, когда возникает необходимость выполнить важную установку преподавателя или автоматизировать какое-нибудь технико-тактическое действие в соревновательных условиях, особенно эффективным является один из вариантов гипноидеомоторной тренировки, разработанный В. П. Некрасовым (1981) и названный "репортаж». Суть данного приема заключается в том, что после "погружения» занимающегося в состояние релаксации преподаватель как бы ведет репортаж с места соревнований, описывая соответствующие ситуации и требуемое поведение спортсмена в них. Это позволяет более эффективно совершенствовать необходимые действия и закреплять нужные установки.
52. Методические принципы физического воспитания.
На физическое воспитание распространяются общие принципы педагогики:
Принцип сознательности и активности;
Принцип систематичности;
Принцип доступности и индивидуализации;
Принцип динамичности и постепенности;
Принцип наглядности;
Методические принципы физического воспитания совпадают с общедидактическими, и это оправданно, ибо физическое воспитание – один из видов педагогического процесса и на него распространяются общие принципы педагогики:
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
систематичность;
динамичность;
Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
Принцип сознательности и активности.
Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развивался устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Принцип наглядности.
Наглядность – необходимая предпосылка освоения движения. В процессе учебно-тренировочного занятия главное – создать правильное представление, образ двигательного задания или отдельного двигательного задания или отдельного элемента перед попыткой выполнить его.
Реферат опубликован: 6/02/2010