Страница: 29/35
Настройку нужно проводить не только в начале, но и в конце занятия. В этом случае она направлена на быстрое восстановление занимающихся, на формирование у них чувства удовлетворенности проведенным занятием и хорошего настроения, на качественное выполнение предстоящей деятельности (учебных занятий, важнейших дел дня).
Здесь используются в основном те же приемы, что и в настройке в начале занятия, но имеются и свои особенности. Так, для ускорения процессов восстановления у студентов, увеличивается продолжительность 1-й части настройки и соответственно—число словесных формул. После 4-й формулы «расслабленные, руки .» следуют формулы на формирование ощущения тяжести в руках: «Руки начинают тяжелеть ., все больше и больше тяжелеют руки, наливаются тяжестью ., тяжелые руки .» А затем вновь следуют уже известные формулы на формирование ощущения тепла в руках.
С целью более глубокого введения занимающихся в состояние релаксации формулы нужно произносить медленно и повторять по 2 раза.
После того как занимающиеся вошли в состояние релаксации, надо формировать у них чувство удовлетворенности проведенным занятием. Для этого предлагаются следующие примерные формулы:
Вы сейчас хорошо поработали! Пробежали 10 кругов! Нагрузили многие мышцы!
Вы стали выносливее и сильнее (быстрее, координированное и т. п.). Получили мощный заряд бодрости и энергии, который вы будете ощущать сегодня и в последующие дни! У вас будет отличное настроение!
Поддерживайте это состояние ежедневными самостоятельными занятиями физкультурой и психорегуляцией.
Дайте себе установку на выполнение важнейших дел на сегодня.
После этой формулы следует короткая пауза (20-30 с), в которой занимающиеся мысленно дают себе установку с учетом своих дел и желаний.
Затем нужно вывести студентов из состояния релаксации, несколько активизировать их и сформировать хорошее настроение. Сначала говорится следующее: «У вас исчезает ощущение расслабления, уходит тяжесть . Вы становитесь бодрыми и активными». После чего предлагается выполнить уже известное упражнение с «наполнением энергией», которое повторяется дважды. Далее применяется следующее упражнение. Студентам предлагается вспомнить какое-нибудь яркое, радостное и счастливое мгновение своей жизни (например, восторг при первой встрече с морем, ликование во время праздничного шествия или салюта и т. п.) и улыбнуться. Затем по команде преподавателя нужно дружно вскинуть руки. высоко поднимая голову, и громко выкрикнуть звук «о-о» на самой высокой ноте, стараясь выразить в нем радость и ликование. Принятая поза и мимика должны напоминать человека в минуты восторга, ликования, счастья.
Студенты обычно с удовольствием выполняют это упражнение и быстро входят в соответствующее состояние. После такой настройки они, как правило, уходят с занятий бодрыми, в хорошем настроении и с четкой нацеленностью на предстоящие дела.
В процессе самих занятий по физическому воспитанию также нужно использовать различные средства психорегуляции и, прежде всего, идеомоторную тренировку. Последняя представляет собой не что иное, как мысленное воспроизведение различных движений.
Она особенно необходима и эффективна при освоении какого-нибудь сложного двигательного навыка или когда он плохо получается. При этом нужно соблюдать следующие условия. Прежде чем студент станет выполнять упражнения, преподаватель должен объяснить задание и проверить, правильно ли оно понято и переведено ли в сознании на язык моторики. Если студент понял указание, то он должен мысленно «проиграть» его. Для этого ему нужно сначала облечь образ представляемого движения в точные словесные формулировки, а затем уже, проговаривая про себя нужные слова, мысленно выполнять необходимые движения. Внимание при этом надо сосредоточить на главном элементе движения.
Такая методика обучения активизирует мыслительную деятельность студентов и дает возможность значительно сократить количество практических повторений при разучивании движения. Пользуясь идеомоторной тренировкой, нужно помнить, что качественному исполнению разучиваемого движения способствует не простое воспроизведение узловых моментов техники, а воспроизведение характерных мышечно-двигательных представлений об ощущениях, сопровождающих эти моменты: степени мышечного напряжения, направлении, скорости и ускорении различных звеньев тела и др.
Реферат опубликован: 6/02/2010