Страница: 33/35
ЧСС: 0, I, II, III. На рис. 5.12 представлены зоны интенсивности нагрузок при равномерной мышечной работе.
Разделение нагрузок на зоны имеет в своей основе не только изменение ЧСС, но и различия в физиологических и биохимических процессах при нагрузках разной интенсивности.
Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в мин для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки не возникает кислородного долга, поэтому тренировочный эффект может обнаружиться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона может применяться в целях разминки при подготовке организма к нагрузке большей интенсивности, для восстановления (при повторном или интервальном методах тренировки) или для активного отдыха. Существенный прирост потребления кислорода, а следовательно, и соответствующее тренирующее воздействие на организм происходит не в этой, а в первой зоне, типичной при воспитании выносливости у начинающих.
Первая тренировочная зона интенсивности нагрузки (от 130 до 150 удар/мин) наиболее типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них начиная с ЧСС, равной 130 удар/мин. В связи с этим данный рубеж назван порогом готовности.
При воспитании общей выносливости для подготовленного спортсмена характерно естественное «вхождение» во вторую зону интенсивности нагрузок. Во второй тренировочной зоне (от 150 до 180 удар/мин) подключаются анаэробные механизмы энергообеспечения мышечной деятельности. Считается, что 150 удар/мин, это порог анаэробного обмена (ПАНО). Однако у слабо подготовленных занимающихся и у спортсменов с низкой спортивной формой ПАНО может наступить и при частоте сердечных сокращений 130— 140 удар/мин, тогда как у хорошо тренированных спортсменов ПАНО может «отодвинуться» к границе 160—165 удар/мин.
В третьей тренировочной зоне (более 180 удар/мин) совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. Здесь частота пульса перестает быть информативным показателем дозирования нагрузки, но приобретают вес показатели биохимических реакций крови и ее состава, в частности количество молочной кислоты. Уменьшается время отдыха сердечной мышцы при сокращении более 180 удар/мин, что приводит к падению ее сократительной силы (при покое 0,25 с — сокращение, 0,75 с - отдых; при 180 удар/мин - 0,22 с - сокращение, 0,08 с - отдых), резко возрастает кислородный долг.
К работе большой интенсивности организм приспосабливается в ходе повторной тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера (прикидки и т.д.).
58. Определение понятия «здоровье», его содержание и критерии.
Состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических недостатков. Из этого следует, что здоровье является сложным многоуровневым объектом и его необходимо рассматривать с позиций современного структурного анализа.
Какие же физиологически обоснованные факторы наиболее перспективно использовать для увеличения резервов здоровья ? Прежде всего это физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме с максимальным потреблением кислорода. Именно под влиянием аэробной тренировки в организме повышается количество «свободной энергии», увеличивается мощность коронарных, респираторных, эндокринных, буферных и иных резервов организма, а также происходит перекрестная адаптация, в результате которой повышается устойчивость человека к различным стрессорным воздействиям патогенного характера. Сказанное дает представление о сущности соматического (т.е. телесного) компонента здоровья. В то же время в структуру здоровья входят еще психический и социальный компоненты. Важность их рассмотрения объясняется следующими причинами. Во-первых, возникновение многих соматических заболеваний связано с психическим и социальным неблагополучием жизнедеятельности людей. Во-вторых, здоровье человека в значительной мере зависит от него самого: его образа жизни, культурного развития личности, морально-волевых и ценностно-мотивационных установок, а также умения адаптироваться к социальной среде. Что же представляет собой психическое здоровье человека? Чаще всего в валеологии (науке о здоровье и здоровом образе жизни) выделяется два основных признака, по которым можно судить о хорошем состоянии психического здоровья человека. Первый признак - это отсутствие выраженных психических расстройств и отклонений, проще говоря - неврозов, и так называемых пограничных состояний. Причиной нервных отклонений и расстройств обычно являются психические стрессы, которые возникают либо в ситуациях угрозы, опасности, обиды и других психотравмирующих условиях (Эмоциональный стресс), либо в связи с информационной перегрузкой и невозможностью справиться с поставленной учебной, и теоретической или иной задачей (информационный стресс). Второй признак - наличие резерва психических возможностей (резерва психической адаптации), благодаря которому личность может преодолевать неожиданные трудности, возникшие в исключительных обстоятельствах. Этот резерв, с одной стороны, обусловлен наследственными факторами (особенностями темперамента и нейродинамическими характеристиками протекания корковых и вегетативных процессов), а с другой - психологической подготовкой человека (его умениями управлять своими эмоциями и выполняемой деятельностью, несмотря на сбивающие психогенные воздействия). Интересно, что среди средств, повышающих психическую устойчивость личности к стрессам, наиболее эффективным, так же оказываются физические упражнения, выполняемые в аэробном режиме.
Реферат опубликован: 6/02/2010