Стратегическое управление развитием предприятия сферы услуг города как фактор повышения эффективности его деятельности

Страница: 6/31

Целью инновационной стратегии является определение основ­ных направлений научно-технической деятельности в таких об­ластях, как[15]:

- разработка и внедрение новой продукции (услуг);

- модернизация и усовершенствование выпускаемой продук­ции (услуг).

Назначение маркетинговой стратегии определяется сущностью, целями и функциями маркетинга. Маркетинг, как известно, — это вид деятельности по анализу рынка, разработке, распределению и продвижению товаров, с помощью которых достигаются задачи предприятия и удовлетворяются потребности потребителей.

Таким образом, в общей форме цель маркетинга двуедина: с одной стороны, это всестороннее изучение рынка, спроса, вку­сов и потребностей, а также ориентация на них производства и ад­ресность выпускаемой продукции. С другой — активное воздей­ствие на существующий спрос, на формирование новых потреб­ностей и покупательских предпочтений.

В дифференцированном виде система маркетинга предпола­гает решение следующих задач:

- комплексное изучение рынка;

- выявление потенциального спроса и неудовлетворенных потребностей;

- планирование товарного ассортимента и цен;

- разработка мер для наиболее полного удовлетворения суще­ствующего

спроса;

- планирование и осуществление сбыта;

- разработка мер по совершенствованию управления и орга­низации производства.

Указанные задачи стимулируются и соответствующим образом регулируются:

- стимулирование спроса означает активизацию у потребите­лей (с помощью дизайна и рекламы) стремления приобре­тать то, что предлагает фирма;

- содействие развитию спроса предполагает, что фирма дела­ет свой продукт легкодоступным физически (через разветв­ленную торговую сеть) и путем предоставления потребитель­ского кредита;

- регулирование спроса необходимо осуществлять при его се­зонных колебаниях.

Существует четыре блока функций маркетинга[16]:

1) аналитическая (изучение рынка, потребителей, структуры фирмы, товарной структуры, анализ внутренней среды предприятия);

2) производственная (организация производства новых това­ров, разработка новых технологий, организация материально-тех­нического снабжения, управление качеством и конкурентоспособностью готовой продукции);

3) сбытовая (организация системы товародвижения, сервиса, системы формирования спроса и стимулирования сбыта, прове­дение целенаправленной товарной и ценовой политики);

4) управления и контроля (информационное обеспечение уп­равления маркетингом, организация системы коммуникации, организация контроля маркетинга).

Динамизм происходящих изменений на нестабильных рынках и потребность упрочить на них конкурентные позиции неизбеж­но подталкивает руководство отечественных предприятий и Ком­паний на усиление внешнеэкономической деятельности и форми­рование определенной внешнеэкономической стратегии. Разработ­ка этой стратегии, как правило, предусматривает такие позиции, как выход на международные рынки с целью привлечения зару­бежного капитала, сбыта готовой конкурентоспособной продук­ции и поиска стратегических партнеров. Необходимым элементом данного вида стратегии является баланс импорта и экспорта. При­меты такого образа действий хорошо известны, особенно в обла­сти нефтяной и газовой промышленности, в военной сфере и др. При этом нельзя не констатировать, что масштабность развития стратегий внешнеэкономической деятельности организаций неве­лика. Это обусловлено целым рядом международных и внутриго­сударственных причин и обстоятельств, прежде всего тем, что стратегический менеджмент как наиболее перспективная техно­логия управления в российских условиях еще не до конца осознан и понят.

Таким образом, три уровня стратегий образуют иерархическую структуру — корпоративная стратегия, деловые стратегии и фун­кциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть согласованы между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.

1.3. Организация стратегического управления на предприятии:

подходы и модели

Для управления процессом формирования стратегии в организации существует четыре основных подхода (рис. 2):

Рис. 2 Стратегические подходы управления

Главный стратегический подход. Руководитель организации выступает как главный стратег и главный предприниматель, оказывающий сильное влияние на оценку положения, на альтернативные стратегии, которые были изучены, и на детали стратегии. Руководитель лично становится главным архитектором стратегии и активно участвует в формировании всех или главных ее составляющих. Руководитель действует как руководитель разработки стратегии и в избранной стратегии есть его большой личный вклад.

Подход «делегирование полномочий». Ответственный управляющий передает выработку стратегии другим, возможно, персоналу по стратегическому планированию или специальной комиссии доверенных подчиненных. Управляющий наблюдает со стороны, с помощью отчетов и переговоров находится в курсе дел, предлагает, если необходим, руководство, реагирует на проблемы и рекомендации и только после того, «стратегический план» был официально представлен, обсужден и единогласно принят, утверждает его.

При таком подходе у управляющего есть возможность выбора одной оптимальной стратегии из нескольких, а также имеет место широкое участие и вклада со стороны управляющих всех уровней. Вместе с тем при таком подходе руководство в вопросах выработки стратегии осуществляется слабо. Разработанные стратегии рассчитаны на короткий срок и быстрое исполнение. Стратегии имеют место с назревшими проблемами, а не с выбором положения организации (предприятия), позволяющего использовать будущие возможности.

Совместный подход – это промежуточный вариант между предыдущими двумя подходами, при котором управляющий привлекает прямых подчиненных для выработки согласованной стратегии, которую будут поддерживать основные участники, чтобы успешно претворить ее в жизнь. Самой сильной стороной этого способа выработки стратегии является то, что те, кому поручено ее разрабатывать, должны и выполнять ее. Участие в выработке стратегии, которую подчиненные управляющие соответственно должны претворять в жизнь, усиливает их приверженность успешной выработке этой стратегии.

Инициативный подход. При этом подходе управляющий лично не заинтересован ни в выработке деталей стратегии, ни в том, чтобы возглавлять группу «генераторов идей» для выработки согласованной стратегии. Скорее управляющий побуждает подчиненных ему менеджеров выработать, защитить и претворить в жизнь разумную стратегию. В этом случае стратегия движется снизу вверх. Руководство организации (предприятия) может сформулировать главные стратегические направления как директивы для организации в целом. Но ключом к выработке стратегии является стимулирование и вознаграждение новых стратегически инициатив, задуманных инициативными сотрудниками. При этом подходе вся стратегия сформирована из сумы инициатив, которые должны быть одобрены и защищены.

Реферат опубликован: 14/06/2011