Страница: 9/31
Становление стратегического управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала, предоставление гарантий занятости. Адаптивность организации достигается с помощью относительной стабильности коллектива, обладающего общими ценностями и общим видением. В процессе становления стратегического управления изменяется и роль персонала. Инвестиции в человеческий капитал приобретают такую же важность, как и инвестиции в основные фонды. Обязательным становится непрерывное обучение персонала, и, прежде всего, технике решения проблем.
Общей тенденцией развития стратегического управления в последние годы стало предоставление значительной самостоятельности небольшим коллективам, которые приобретают права независимых «команд» или даже самостоятельных филиалов. «Командные» технологии управления стали активно проникать в практику государственной службы. В крупных организациях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние уровни. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику и даже заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инновативности, индивидуальной приверженности, сконцентрированности на главных задачах. В организациях меняется роль менеджера среднего звена: он уже не столько диспетчер, сколько тренер-консультант; он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам самостоятельно вырабатывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы выполняемой работы, добиваться большей согласованности действий.
Стратегическое управление в государственной службе характеризуется большей ориентацией на цели и миссию по сравнению с ориентацией на правила и процедуры. Практика формирования миссии (обобщенной цели и концентрированных принципов) постепенно укрепляется в государственной службе. В практику государственной службы проникают методы количественной оценки стратегических результатов, в частности оценки эффективности (отношения результата к затратам), результативности (отношения фактического результата к планируемому) и экономии (отношения планируемых затрат к фактическим).
Смещаются и другие акценты, в частности от оценки затрат к оценке результатов. Традиционные подходы в государственном управлении постоянно концентрируются на вопросе расходования государственных средств, при этом измерение реального результата остается в тени. При стратегическом управлении в государственной службе основное внимание переносится на измерение и мониторинг результатов, полученных в процессе тех или иных действий государственной службы. Так, например, в современной российской практике государственного контроля пока еще преобладает ориентация на измерение затрат. В частности, при проверке выполнения федеральных программ Счетной палатой Российской Федерации основной акцент делается на контроле соответствия фактических затрат запланированным. В то же время ключевым пунктом контроля любых государственных затрат должен стать вопрос о том, в какой степени достигнуты поставленные цели и соответствует ли понесенные затраты полученным результатам.
Новые условия развития общества приводят к тому, что методы и приемы стратегического управления, доказавшие свою результативность в коммерческом секторе, постепенно переносятся на практику государственной службы. В то же время государственные организации характеризуются особенностями, отличающими их от частных. Эти особенности заключаются, прежде всего, в масштабах и качестве целей, ответственности, отчетности и оценке результатов деятельности. Поэтому не все методы и приемы стратегического управления, дающие результаты в частном секторе, могут в неизменном виде найти свое эффективное применение в государственной службе.
Особенностью стратегического менеджмента и государственного управления, в том числе, в системе правового государственного контроля является стратегический контроль[20].
Выработка стратегии позволяет организации определить направление и способ ее движения к целям, выполнение стратегии создает условия для того, чтобы организация могла реализовать свою стратегию. Может показаться, что если стратегия была выбрана правильно, и были созданы необходимые условия для ее выполнения, то дальше на стадии ее реализации не должно возникать серьезных трудностей и проблем. Возможно, это было бы так, если бы внешняя и внутренняя среда организации были неизменны или же полностью предсказуемы. На самом деле бизнес протекает в очень изменчивой среде. Поэтому перед управлением стоит весьма серьезная задача осуществления контроля за тем, насколько успешно движется организация к своим целям, а также определения того, сумеет ли она их достичь, и если нет, то, что она должна изменить в своем поведении.
Стратегический контроль не направлен на выяснение того, правильно или неправильно осуществляется реализация стратегии.
Его задачей является уяснение того, приведет ли реализация стратегии к достижению поставленных целей. Эта задача и определяет то, как строится система стратегического контроля.
Проведение стратегического контроля имеет очень большое значение для организации, более того, неправильно организованная работа по контролю может создавать трудности в работе организации и даже наносить ей вред. К числу возможных негативных проявлений функционирования системы контроля относятся следующие:
- подмена целей организации параметрами контроля в результате того, что сотрудники начинают ориентировать свою деятельность на те показатели, по которым их контролируют;
- чрезмерное контролирование деятельности подразделений и
сотрудников;
- перегрузка руководителей информацией, поступающей из системы
контроля.
Руководство организации должно иметь четкую позицию в отношении роли и места системы контроля, с тем, чтобы она эффективно справлялась с решением только тех задач, которые соответствуют общим задачам стратегического управления.
Выводы
В этой главе были рассмотрены теоретические аспекты и современные взгляды на стратегическое управление предприятием в условиях рынка.
Для понимания сущности стратегического управления отмечалось, что стратегическое управление — это управление в социально-экономических системах. Сама же сущность стратегического менеджмента заключается:
- В определении положения предприятие в настоящее время.
- В положении предприятия в будущем через три, пять, десять лет,
где оно хотело бы находиться.
- Способ достижения желаемого положения.
Применение базовых стратегий предприятия, которые планируются и осуществляются одновременно или последовательно на нескольких уровнях, а именно: корпоративном уровне предприятия составляющих корпорацию и функциональном. Таким образом, три уровня стратегий образуют иерархическую структуру — корпоративная стратегия, деловые стратегии и функциональные стратегии. Для достижения успеха все они должны быть согласованы между собой и тесно взаимодействовать друг с другом.
Реферат опубликован: 14/06/2011