Страница: 8/31
Внешние факторы влияния лица |
Характеристика окружающей среды |
Рис.3. Влияние политического аспекта на стратегическое состояние
Политический и экономический аспект, имеют четыре основные связи: 1.факторы влияния и действующие лица в настоящее время; 2. направление факторов и сила их влияния; 3. возможности предпринять в отношении них; 4. принятие решений.
Рассматривая эти четыре связи, можно получить результаты, осуществив следующие действия.
Организационный аспект стратегического состояния системы.
Для того чтобы придать строгость и системность вышеописанным процессам, необходимо знать следующие четыре аспекта: тип организации; процесс принятия решений в организации; способ мотивации; процедуры контроля в организации.
Описанные выше три аспекта стратегического состояния компании, являются взаимодополняющими. Экономический усиливает политический, и оба обрамлены и направляемы организационным. Однако если одному из них отдается предпочтение в ущерб другим, то это может при вести к очень отличающимся друг от друга и иногда деструктивным типам стратегического состояния.
1.4 Особенности стратегического управления государственной службой
Управление в различных по своей природе организациях - в министерстве, областной администрации, торговой фирме, университете, церкви и транснациональной корпорации — имеет общие закономерности. В процессе управления в этих организациях происходит постановка целей, определяются приоритеты, составляются планы и программы действий, закрепляются управленческие процедуры, формируется и развивается организационная структура. Во всех организациях в рамках управления персоналом строятся те или иные мотивационные системы, отрабатываются процедуры приема на работу и продвижения по службе. В любой организации закрепляются соответствующие процедуры контроля. Вместе с тем управление в государственной службе представляет собой один из видов специального управления. Особенности управления в государственной службе проявляются, прежде всего, в конкретных целях, методах оценки результатов, отчетности, процедурах контроля, особой ответственности и системах стимулов.
Реализация каждой функции управления в государственной службе обладает соответствующей спецификой[19]:
- планирование и прогноз в государственных учреждениях обычно осуществляются исходя из целей, устанавливаемых вышестоящими органами, а, в конечном счете, народом на основе демократического выбора;
- организация государственной службы, как правило, имеет более иерархическую структуру и соответствующие ей управленческие процедуры. Поэтому в рамках государственной службы складывается особый административно - бюрократический стиль управления, который, впрочем, имеет много общего со стилем управления в больших иерархических коммерческих организациях;
- мотивация в государственной службе в меньшей мере основывается на денежном вознаграждении и в большей мере на стимулах нематериального характера (престиж, выполнение важной работы, стабильность, возможность дальнейшей карьеры и пр.);
- контроль и оценка результатов в рамках государственной службы осуществляются как выше стоящими структурными подразделениями, органами управления, так и населением, гражданами — непосредственно или с помощью средств массовой информации и общественных организаций. Контроль в государственной службе носит более широкий и более объемлющий характер, чем в коммерческой организации.
Процесс управления в государственной службе часто обозначается емкими терминами «администрирование» и «бюрократия». Ключевыми характеристиками такого управления являются:
1. следование инструкциям;
2. разделение на тех, кто выдает инструкции, и тех, кто их выполняет;
3. концентрация власти и политической воли;
4. ограничение свободы;
5. административный контроль;
6. авторитарный стиль управления.
В России и в мире в целом в последнее время произошли большие изменения в условиях функционирования государственного сектора, что, в свою очередь, отражает общие тенденции развития всего общества. Интернационализация экономических связей, развитие технологий, основанных на новом знании, информатизация всех аспектов жизни людей, обострение конкуренции организаций и государств, новая роль нематериальных нововведений — вот лишь неполный перечень новых реалий конца XX и начала XXI века.
В государственном секторе происходят те же изменения, что и в коммерческом секторе. Ключевой тенденцией является ускорение перемен. Многие государственные учреждения, ориентированные на выполнение традиционных функций государства, приватизируются и разгосударствляются. Многие функции, начиная от уборки мусора на городских улицах и кончая содержанием тюрем, в разных странах мира постепенно передаются из государственного сектора в частный сектор. В практику управления в государственных организациях все больше проникают методы управления, оправдавшие себя в частном секторе. Это относится, прежде всего, к стратегическому управлению.
Управление в любой сфере, в том числе и государственной службе, подвержено изменениям. Основной тенденцией изменений управления в государственной службе в настоящее время стало перенесение управленческих методов, технологий и приемов из коммерческой в государственную сферу. В настоящее время подходы и технологии управления, отработанные в коммерческих фирмах, достигших успеха, внедряются в практику управления других, в том числе государственных организаций. С точки зрения управления стираются границы между коммерческими и некоммерческими организациями, так как большинство подходов и приемов успешного управления коммерческих организаций актуальны и для государственных организаций. В первую очередь это относится к стратегическому управлению. Под влиянием методов стратегического управления в государственных организациях появляются такие относительно новые управленческие явления, как цели и миссия, SWOT - анализ, стратегические альянсы, стратегический контроль и пр.
Особенно ярко методы стратегического управления проявляют себя в тех областях, где требуются новые подходы, где изменения окружающей среды заставляют постоянно искать решения возникающих новых задач. Однако в тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и решение повторяющихся стандартных задач, там доминируют и традиционные бюрократические методы управления. Более того, авторитарное управление в этом случае оказывается самым действенным. Однако все чаще во многих сферах государственной службы возникают проблемы, требующие нестандартных решений постоянно возникающих новых задач. В этих сферах особенно прочно укрепляет свои позиции стратегическое управление. В связи с этим в практику работы государственных учреждений проникает технология создания команд - гибких временных творческих групп, ориентированных на создание и совершенствование старого «продукта». Создание инновационного потенциала в рамках государственного учреждения становится залогом его успешной деятельности. Для создания инновационного потенциала необходимо на каждом уровне управления стимулировать эксперименты, новые начинания, творческое заимствование продуктивных идей, так называемые быстрые старты, важно ориентировать инновационную стратегию на развитие «шаг за шагом».
Реферат опубликован: 14/06/2011